Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Программы поддержки занятости в период кризиса в целом были успешными и позволили снизить социальную напряженность, сказал вице-премьер Александр Жуков, выступая на одном из "круглых столов" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). На эти цели в 2009 году правительство выделило 120 млрд рублей. Если программы, поддерживающие создание малого бизнеса гражданами, потерявшими работу (государство выделяет им на организацию своего дела 60 тысяч рублей), и программы переобучения персонала пользовались и продолжают пользоваться популярностью, то почти совсем невостребованными оказались программы, связанные с увеличением мобильности рабочей силы. Между тем, весной 2009 года Минфин выделил регионам на эти цели 0,8 млрд рублей.
Почему программа переселения населения в регионы, где есть работа, в реальности так и не заработала? Причины условно можно поделить на две части: инфраструктурные и ментальные.
Дело в том, что, обсуждая вопрос переезда, потенциальные работники рассматривают возможность улучшения жизни для всех членов своей семьи. Это означает, что будущий переселенец, например, инженер с закрывшегося предприятия, пытается заранее найти работу не только себе, но и своей жене, к примеру, учителю, а также школу и детсад детям. При этом новое место жизни должно соответствовать нескольким простым, но принципиальным требованиям. Место работы второй половины не просто должно быть, но и находится недалеко от дома, чтобы семье не приходилось выделять дополнительные средства на няню. Дети не просто должны получить место в школе и детсаду ( а последнее – крайне непросто), но и продолжить заниматься в кружках и секциях. Рядом с новым домом нужны магазины и места досуга. Все эти инфраструктурные факторы должны сойтись воедино, чтобы переезд стал делом привлекательным.
Следующая глобальная проблема – жилье. Мало какие регионы, тем более благополучные с точки зрения работы, готовы похвастаться лишними метрами для новых специалистов. Общежитие – это непривлекательный вариант для семейного специалиста. Выходом мог бы стать развитый рынок аренды жилья, когда за умеренную плату можно было бы снять благоустроенную квартиру в нормальном состоянии. Но аренда квартиры на таких условиях - это, скорее, большая удача, нежели рядовая ситуация.
Те мужественные люди, которые все-таки решатся на смену места жительства, должны быть готовы к решению массы бюрократических проблем. К примеру, возьмем стандартную ситуацию. Человек сменил место жительства и вот незадача – заболел. По своему полису ОМС, выданному по месту прошлой регистрации в другом регионе, получить медпомощь на новом месте ему будет весьма не просто. Болеть, прорываться на прием к врачу и получать новый полис ОМС придется одновременно. А сколько времени придется потратить на возню, например, с «автобумажками» при уплате транспортного налога на новом месте по «старым» документам или на регистрацию по новому месту жительства.
Все эти неудобства могла бы компенсировать высокая зарплата, но на нее могут претендовать лишь высококвалифицированные специалисты и топ-менеджеры. Всем остальным придется довольствоваться весьма средними заработками, скорее всего, не покрывающими материальные и моральные издержки переезда.
Кроме того, властью не обозначены города и регионы, куда желающие работать по привычной специальности могли бы отправиться. Пока можно говорить о привлекательности для строителей Сочи и других курортов Краснодарского края, которые активно строятся. Как заявил в феврале 2009 года глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, для работников строительных специальностей есть работа на Дальнем Востоке. Там власти готовы вложить средства в возведение объектов региональной инфраструктуры. Инновационный центр Сколково и территории вокруг него могут быть потенциально интересны для научных кадров.
Особенности менталитета также являются препятствием для увеличения мобильности рабочей силы. Привычка жить на одном месте годами нашла свое отражение даже в русских пословицах и поговорках, например: «где родился там и пригодился», «дома и стены помогают», «хорошо там, где нас нет», «мой дом - моя крепость». Хотя на Западе уже стало нормой переезжать в другой город, если оттуда поступает более выгодное предложение по работе. К примеру, средний американец или немец более десяти раз в жизни меняет место жительства. Для россиян, судя по всему, понятие дома более «стационарное», и это мешает оперативному переезду к месту новой работы.
Кроме того, для российской семьи традиционна ситуация, когда в одном доме или квартире живут несколько поколений. У взрослых детей – тех самых потенциальных мобильных работников – есть обязательства перед пожилыми родителями. Они помогают им физически (по дому) и финансово. Для многих это входит в понятие нормы. При неразвитости системы социальной помощи пожилым (речь не о домах престарелых), мобильность трудоспособных членов семьи оказывается ограниченной: они не могут собраться и переехать.
Подтверждением неготовности россиян к смене места жительства по причине новой работы стало исследование портала SuperJob.ru в январе 2010 года. Сменить место проживания ради новой работы готовы лишь 38% россиян, в то время как 46% категорически отказываются покидать родной город. Естественно, что граждане согласны на переезд лишь при предоставлении жилья и высокой зарплаты. Из согласных на переезд лишь каждый четвертый согласился сменить не только город, но и регион проживания. Категорически отказались менять место жительства более половины женщин, имеющие маленьких детей, и лица старше пятидесяти лет. Они осознают количество сопутствующих бытовых проблем и не верят, что во времена кризиса в других регионах страны ситуация на рынке труда существенно лучше.
Таким образом, далеко не все проблемы повышения мобильности кадров можно решить, предоставляя бюджетное финансирование. Хотя заниматься ими придется достаточно плотно и прямо сейчас, например, при решении проблем моногородов. Ведь один из способов снижение социальной напряженности – это переселения работников в экономически развитые регионы страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции