Рейтинг@Mail.ru
Лейбович: в программах колледжей должны учитываться запросы рынка - РИА Новости, 16.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лейбович: в программах колледжей должны учитываться запросы рынка

Читать ria.ru в
Дзен
Современный рынок труда требует все более основательной подготовки специалистов рабочих профессий. Для того чтобы требования рынка совпали с возможностями выпускников в новом учебном году стартует эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Будут ли востребованы на рынке труда выпускники училищ и техникумов, в интервью РИА Новости рассказывает первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович.

Современный рынок труда требует  все более основательной подготовки специалистов рабочих профессий. Для того чтобы требования рынка совпали с возможностями выпускников в новом учебном году стартует эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Будут ли востребованы на рынке труда выпускники училищ и техникумов,  в интервью РИА Новости рассказывает первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович.

- Александр Наумович, с развитием прикладного бакалавриата не исчезнет ли система начального и среднего профобразования? Ведь её выпускники будут менее конкурентоспособны?

- Потребность рынка в кадрах соответствующих квалификационных уровней была, есть и будет. Введение программ прикладного бакалавриата может несколько сократить количество направлений подготовки в ссузах, а начальное профобразование (НПО), я думаю, это затронет в меньшей степени.

В развитии систем НПО-СПО нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, тенденция передачи ответственности за эти уровни образования на субъекты федерации никуда не делась, и эти системы в большей степени должны будут ориентироваться на потребности региональных рынков. 

Во-вторых, учебные программы уровней НПО-СПО должны стать более ориентированными на практику. Несмотря на все разговоры об их прикладном характере, в реальной жизни это отражения не нашло – ни в структуре учебных планов, ни в системе оценки. Чтобы говорить об этом, мы должны быть уверены, что результаты отвечают реальным потребностям рынка.

- Что даст в этом плане введение новых образовательных стандартов? И как будет меняться система НПО-СПО в будущем?

- Новые стандарты предусматривают значительное расширение свободы выбора для учебных заведений при разработке ими программ и их реализации. Раньше модульные компоненты программ вводились в рамках эксперимента – сейчас это станет нормой. Так будет укреплена связь программ НПО-СПО с программами дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, поскольку модульная составляющая может иметь универсальное применение в разных секторах. Раздел, посвященный оценке качества, также учтен в новых стандартах, но многое определит система внешнего контроля со стороны Рособрнадзора и независимых структур, которые этим занимаются.

Реформирование системы НПО-СПО пойдет за счет развития, во-первых, системы профессиональных стандартов (они дополнят образовательные), во-вторых – системы внешней оценки работодателей и, в-третьих, – системы прогнозирования потребностей в специалистах соответствующих уровней начального и среднего профессионального образования.

Работа по прогнозированию ведется и сейчас, но это делается несистемно, совершенно разными методами и способами, и результаты прогнозирования мало влияют на государственный заказ, на распределение контрольных цифр приема. Важно, чтобы данные долгосрочного и среднесрочного прогноза, с одной стороны, получались в результате применения систематических методик, пользующихся доверием и со стороны участников рынка, и со стороны государственных структур.

Должна быть четкая связь при определении сбалансированного госзаказа по всем уровням образования: сейчас суммарный госзаказ, случается, превышает количество поступающих. Необходимо также усилить ответственность за «выполнение» контрольных цифр приема не только по объему, но и по структуре.

Есть и четвертое направление – система финансирования. С принятием новых законодательных норм о бюджетных и автономных учреждениях, последние должны будут стать более финансово самостоятельными и ответственными. Система НПО-СПО в перспективе должна быть модернизирована таким образом, чтобы она более активно откликалась на потребности рынка, а не требовала управления «в ручном режиме» со стороны государства.

- Кто пойдет получать начальное и среднее профессиональное образование, если бакалавриат будет массовым? И многие ли выпускники колледжей работают сегодня по специальности?

- Это нормально и так будет всегда, что учеба в университете престижнее, чем в колледже. Но система барьеров должна отбирать наиболее способных для высшей школы, прежде всего - магистратуры.

 Надо развивать систему профориентации не только для  школьников, но и для студентов вузов и техникумов.

Социальный выбор – процесс длительный, 30 процентов работают по иной специальности, чем значится в их дипломах. Это соответствует общемировым трендам, но любое общество хотело бы снизить издержки в связи с этим. Нужно увеличить количество «точек бифуркации», когда молодой человек может принять решение о смене специализации, направления будущей деятельности и осуществить его через систему образования. Система должна стать более гибкой, в ней  должны появляться более короткие и востребованные рынком программы.

Кроме того, надо различать потребности рынка и спрос. Существует понятие «эффективного спроса» – подкрепленного соответствующими зарплатными предложениями. Можно много говорить о потребностях, но вряд ли кто-то согласится работать за 5-10 тысяч рублей…

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала