Рейтинг@Mail.ru
Госпремии: кому? За что? - РИА Новости, 11.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Госпремии: кому? За что?

© РИА НовостиГригорий Заславский
Григорий Заславский
Читать ria.ru в
Дзен
Президент Дмитрий Медведев подписал указ о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2009 года. 12 июня, по традиции, церемония награждения прошла в Кремле. Лауреаты: директор Санкт-Петербургского хорового училища имени Глинки Сергей Дзевановский - "за вклад в развитие российского образования и воспитание талантливых музыкантов", поэт Евгений Евтушенко - "за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры", пианист Денис Мацуев - "за вклад в развитие и пропаганду отечественного музыкального искусства".

Президент Дмитрий Медведев подписал указ о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2009 года. 12 июня, по традиции, церемония награждения прошла в Кремле.

Лауреатов - трое: директор Санкт-Петербургского хорового училища имени Глинки Сергей Дзевановский - «за вклад в развитие российского образования и воспитание талантливых музыкантов», поэт Евгений Евтушенко - «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры», пианист Денис Мацуев - «за вклад в развитие и пропаганду отечественного музыкального искусства». Напомним, что по указу, подписанному шесть лет тому назад тогдашним президентом Владимиром Путиным, Госпремия - это высшее признание заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством, присуждаются они «за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры». В этом году, кстати, Сергей Дзевановский, принимая поздравления, сказал, что даже не задумывался о том, имеет ли премия денежный эквивалент. Имеет: вероятно, как и в прошлом году, каждый лауреат получит диплом, почетный знак и 5 миллионов рублей.

Поздравим лауреатов. Люди достойные.

Но одновременно не уйти от вопросов: за что? Это важно, например, для понимания приоритетов. Интересно - и вообще, и в частности.

Напомним, шесть лет тому назад, в июне 2004-го, Владимир Путин подписал указ «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры». Он вышел менее чем через неделю после очередной церемонии, на которой в Кремле были вручены Госпремии в области литературы и искусства за 2003 год и, соответственно, через три-четыре дня после очередной порции критики в адрес как самой процедуры выдвижения, так и нынешних лауреатов. Как своего рода оперативный ответ: не нравится - получайте.

Как было раньше, не в самом далеком прошлом, а до только что упомянутого указа года: обычно в декабре, перед Новым годом, газеты печатали списки номинантов, начиналось «всенародное обсуждение», ближе к весне слухами земля полнилась: этому дадут, этому дадут, а вот этому не дадут… Указ - награждение. Двадцать премий - по литературе, по изобразительному искусству, театру, архитектуре, музыке, кино, иногда еще отмечались успехи в цирковом и эстрадном искусстве. Потом добавилась еще одна - за успехи в искусстве для юных.
И дальше все спорили: достоин ли, к примеру, фильм «Барак» Огородникова награды или за отчетный период было что-то снято и получше? Потом еще отмечали странности: в этом году получил спектакль такого-то театра, а в прошлом - другого, а в жизни премьеру лауреата нынешнего года сыграли на год позже, чем лауреат прошлогодний.

То же с писателями-книгами: достоин ли Государственной премии поэт Дронников, автор сборника стихов «Путь невозвратный», выдвинутый в 1997 году администрацией Орловской области и Орловской организацией Союза писателей России? А кто его читал?

Когда число наград сократили, одновременно ушла и привязка к какому-то конкретному свершению. Зато каждый лауреат «стал отвечать» за тенденцию. Скажем, среди первой тройки, названной в 2005 году, - поэт Белла Ахмадуллина, оперная певица Анна Нетребко и архитекторы-реставраторы Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина.

«Месседж», в целом, понятен: не поэзию и вокальное искусство поощряли, а в первую очередь обращали внимание на классику - и в поэзии, и в музыке. Но и там, и там отмечали классику, открытую миру. В случае Ахмадуллиной - награждали поэта-шестидесятника, которая не боялась быть сложной и даже непонятной, диссидентствовала, но без крайностей, прошла долгий и трудный путь, никуда не скатилась, сохранив прозрачность поэтического зрения. Нетребко - солистка Мариинского театра, много работающая за границей, однако не потерявшая связей с родным домом. То есть - и миру радость, и нам удовольствие. Настоящий посол русской культуры.

Реставраторов наградили за возрождение церкви Успения на Волотовом Поле под Великим Новгородом, уничтоженной во время Великой Отечественной войны. Уникальный памятник отечественной архитектуры XIV века. Честь и хвала.

Но только в последнем случае можно было назвать какое-то конкретное достижение. Вообще у новой системы награждения столько же плюсов, сколько можно обнаружить и явных изъянов: совершенно ясно, что событием в культуре и искусстве может стать и один-единственный фильм, и - если вспомнить о ныне забытых Госпремией архитекторах - одна-единственная постройка. Но по новым правилам нельзя выдвигать авторские коллективы, оптимально - отдельные лица, в отдельных случаях - коллективы числом не более трех человек. Но над фильмом работает не один режиссер, и дом строит сегодня тоже целая команда.

И хотя по старой привычке Мацуева, Евтушенко и Дзевановского называют лауреатами Госпремии за 2009 год, ясно, что шансы получить премию за что-то конкретное, сделанное в течение одного только прошлого года в нынешней редакции Госпремий невелики. Почти исключены. Если премий три, то это награды - за «жизнь в искусстве». Но тем самым государство отказывается от наиважнейшей, быть может, конъюнктурной роли (или функции) Госпремии: в искусстве и литературе конкретных достижений все же больше, чем небожителей, и государственные интересы проявить в их выборе, разумеется, проще. А по нынешним правилам совершенно исключается присуждение премии какому-нибудь талантливому маргиналу вроде режиссера Юрия Погребничко, или художника Валерия Кошлякова, или архитектора Юрия Григоряна - за какой-нибудь замечательный дом. Впрочем, они были номинированы, но обойдены Госпремией и в ее прежних «берегах».

Непререкаемых авторитетов никогда не бывает слишком много. А в искусстве - тем более: конкретные достижения бывают величественными, а если брать художника - отмечать его «вообще», его лично, возможно, и не захочется.
Вопрос остается: за что?

Хоровое искусство, спору нет, нуждается во всяческой и всесторонней поддержке.

Хорошо. Идем дальше.

Евгений Александрович Евтушенко написал немало хороших стихов, - в конце концов, мы уже никогда, наверное, не сможем обойтись без его слов о том, что поэт в России больше, чем поэт… Но стихи его последних лет, на мой взгляд, сильно уступают ранним (в этом смысле, конечно, недавно ушедший Андрей Вознесенский сумел каким-то чудом, теряя физические силы, не потерять силы в искусстве, это - случай редчайший!). Но у Евтушенко есть несомненные заслуги перед страной, заслуги как раз последнего времени. Это - составленная им антология русского стиха. Если за это - никто, думаю, не скажет слова против. Но именно в подобных случаях очень важно внести уточнение. А формулировка «за выдающийся вклад…» - размытая, даже слишком.

Денис Мацуев - талантливый пианист, он молод (и в этом качестве удачно уравновешивает мэтра и классика Евтушенко), хорош собой. Он удачно соединяет и академические интересы (несколько лет назад, например, исполнил до тех пор неизвестные сочинения Рахманинова), и стремление к общедоступности. Он не замкнут на «пыльной классике», играет джаз, а если надо, может и «Мурку», - недавно, сыграл ее дуэтом с Игорем Бутманом в Белом зале ГМИИ имени Пушкина. Это стоит поддержки (не «Мурка», разумеется, а популяризация классики, в том числе и благодаря участию Мацуева в многочисленных провинциальных концертах и проектах - вроде «Крещендо», или «Балтийских сезонов» в Калининграде, или собственного его фестиваля в Красноярске). Но и это нуждается в соответствующим образом развернутой формулировке. Если, конечно, это премия за 2009 год. А если просто «за вклад…» - можно вручать, ничего никому не объясняя.
Но лучше объяснять, я уверен, что если объяснять, пользы от Госпремий будет больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала