МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров призвал ограничить безнравственность в рекламе и СМИ, выступая в среду на "круглом столе" "СМИ - добро или зло?" в университете РАО.
"Нужно принять ряд ограничительных мер по примеру развитых стран. Цензура по мотивам нравственности", - сказал Никандров.
Иначе, по его словам, из того многого, что могут СМИ, будут в основном отрицательные примеры.
К таким выводам Никандрова привели, в частности, наблюдения за рекламой. "Реклама во всем мире дает близкие посылы", - отметил он.
"Негатив в мире преобладает над позитивом. Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического). Основной (сексуальный) инстинкт - основа всего, регулирующий наше поведение. Культ "красивой жизни"... Высшие духовные потребности были и есть либо от бедности, либо от глупости. Рынок правит миром. Бери от жизни все. Альтруизм - исключение", - это только часть перечня "посылов" рекламы, составленного Никандровым.
По его словам, в СМИ также систематически утверждается, что "российские власти не заботятся о народе, коррумпированы", что "в 90-е годы было лучше", что "гражданский патриотизм сейчас невозможен", что "права и свободы человека в России не защищены... сознательно нарушаются властью и людьми", что "высшие иерархи православной церкви запятнали себя сотрудничеством с КГБ", а в последние годы - рыночными отношениями, что "уровень развития России крайне низок".
Кроме того, людей, по словам Никандрова, "ориентируют на обман", например, продажей дивиди-шпаргалок, которые можно "закачать" в телефон и прийти с ним на ЕГЭ. По его мнению, разлагающе действуют надписи на тетрадях, например, "отдых - кайф, учеба - лажа", призывы поступать "практично, цинично, аполитично", примитивные образцы поп-культуры, нарочито грубая "дегероизация" Ленина, Маркса и других кумиров прежних времен.
"Со СМИ нужно работать. Нужно усилить гуманитарную составляющую в науке, образовании, возможно, и вернуться к идее "национальной идеи", - резюмировал Никандров.
Он также отметил важность пропаганды, которая "сама по себе ничего плохого не влечет, а если "хорошо поставлена", как в некоторых странах, то способствует единству общества.
При этом глава РАО признал, что "невозможно устранение экономического, политического и идеологического соперничества, которое отражают СМИ, а следовательно, и "полной благости здесь достичь невозможно".