МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Поэт и прозаик Андрей Вознесенский, скончавшийся в Москве во вторник после долгой болезни, прожил абсолютно чистую жизнь, и по меркам XX и XXI века это чудо, уверен известный писатель Дмитрий Быков.
"С Вознесенским практически уникальная ситуация: несмотря на очень гнусный критический вой в его адрес, о нем практически никто не может вспомнить ничего плохого, при том, что человек вызывал бешеную злобу одним фактом своей славы и смелости", - сказал РИА Новости Быков.
По мнению писателя, Вознесенский писал "по нынешним временам чрезвычайно традиционные и понятные стихи, но яркий стих вызывал упреки в элитарности, а когда стихи многие знали, это, наоборот, был упрек в эстрадности".
"Когда он защищал гонимых, считалось, что он является либеральной витриной советской власти. Когда он участвовал в альманахе "Метрополь", говорили, что он кусает ту руку, из которой ест. При том, что его человеческое и творческое поведение было абсолютно безупречным", - утверждает Быков.
"Я не могу вспомнить в его поколении человека, которому настолько нечего поставить в вину. Даже на трибуне, когда на него орал Хрущев, он умудрялся разговаривать исключительно достойно, хотя на глазах у всего мира происходила фактически историческая расправа над ним. Это касается и его поведения в 80-е, в 90-е, когда гораздо труднее было сохранить какие-то нравственные ориентиры, потому что они вообще были утрачены. А его нравственный компас по-прежнему оставался безупречен", - добавил писатель.
По словам Быкова, Вознесенский многое дедал для диссидентов, заступался за Лимонова.
"Наша поэзия очень небогата такими духовными прозрениями, как его лирические шедевры, как поэма "Оза", поэма "Мастера", "Плач по двум нерожденным поэмам", книга "Соблазн", поразительно совершенно написанные сквозь боль и ужас стихи последних лет. И я как раз думаю, что он продолжает религиозную, литургическую традицию, пожтому что был на это ориентирован благодаря своей священской фамилии - только это священство атомного века", - добавил Быков.
"Это грандиозное, прекрасное явление, и счастье, что мы были его современниками", - заключил писатель.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.
В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..".
Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!". Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.
В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.
В 1964 году вышел сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в - 1979 "Соблазн".
В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе "Метрополь".
В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia".
На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил ее в "Ленкоме", Родион Щедрин создал музыкальное произведение "Поэтория".
Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие").
В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии "Триумф" в музее им. Пушкина.