Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Чтобы упрочить позиции педагогического образования в России, студентам педвузов необходимо вернуть объем практики и включить в обучение методы управленческих технологий, утверждает в интервью РИА Новости директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер.
- Михаил Яковлевич, сильно ли изменилось педагогическое образование с советских времен?
- К сожалению, оно остается таким же, а может быть, стало хуже. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в педагогические вузы идут люди, заведомо не собирающиеся работать в школе и выбравшие педвуз потому, что больше их никуда бы не взяли. В советское время в педвузы тоже многие шли «на безрыбье». (Причины разные: например, пединститут был единственным в городе вузом, или просто был близко к дому.) Но немало было и тех, кто шел именно «в педагоги» – поступал и учился, чтобы работать в школе.
Во-вторых, педагогические вузы почувствовали падение интереса к профессии учителя и, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, стали облегчать студентам условия учебы. В первую очередь это сказалось на педагогической практике - она сократилась и превратилась в свое рода «сафари»: пришли, посмотрели, провели несколько уроков, внеурочное мероприятие (редко) – и администрация подписала документ: педпрактика пройдена. В советское время это были две практики в школах и одна в пионерском лагере. Раньше, когда студенты проходили двухмесячную учебную практику, они обязательно работали помощником классного руководителя и в школу приходили вполне подготовленными.
В целом выпускники педвузов, как правило, не готовы сейчас работать с детьми.
- Как можно улучшить ситуацию?
- Есть несколько рецептов. Один был предложен президентом Дмитрием Медведевым, и это сочетание обычного высшего образования с педагогическим обучением, когда человек, получив диплом, например, математика, идет в магистратуру по направлению «педагогика» или на курсы переподготовки. Такой вариант возможен, хотя я не уверен, что человеку, не имеющему призвания к педагогике, это может помочь.
Другой вариант - изменить систему отбора в педвузы, сделать ее более жесткой с точки зрения выявления профессиональных компетенций. Кое-где это уже делается, в частности, в Москве применяется система предварительной профориентации педагогов: в педагогической гимназии №1505, в школах с педагогическими классами, из которых осуществляется затем целевой набор в педвузы.
Сам отбор я бы организовал на основе разбора абитуриентом нескольких «кейсов» – случаев из педагогической практики.
Но самое главное - учить педагогов нужно иначе.
- Как именно?
- По принципу меньше теории и больше прикладных дисциплин. Теория — необходима, знать ее надо. И надо читать классиков педагогики и педагогической психологии, того же Макаренко, но при этом необходимо и понимать: сегодня совсем другая эпоха, другие студенты и, соответственно, должны быть другие преподаватели.
Для обучения педагогов нужно активно использовать достижения бизнес-образования — в первую очередь, кейс-метод: давать студентам для анализа реальные педагогические ситуации, как будущим экономистам и политологам предлагается разбирать нестандартные ситуации в их профессиональной сфере.
Необходимо использовать управленческие технологии, программы обучения менеджеров, ведь учитель на уроке - это тот же управленец, он должен вести процесс и гибко реагировать на возникновение проблемы.
В целом, педагог, на мой взгляд, - это не столько «властитель дум», как некоторые считают, сколько хороший ремесленник. Ремесло предполагает четкое знание и понимание элементарных правил работы, что, к сожалению, у выпускников педвузов наблюдается не всегда. Скажем, поехал класс на экскурсию.
Начинающий педагог должен знать: детей необходимо заранее проинструктировать о правилах поведения в поездке, наконец, их нужно непрерывно пересчитывать, чтобы не обнаружить вдруг, что кто-то случайно пропал. А, прибыв на место, следует сообщить об этом директору или заместителю по воспитательной работе. Бывало, мне приходилось звонить и узнавать, все ли на месте. Простым вещам нужно учить своевременно.
- Как в целом вы оцениваете предметные знания нынешних педагогов?
- Очень по-разному. С математикой и естественными науками у выпускников педвузов дело обстоит лучше, чем с гуманитарным образованием. В этой области знания хуже. Зато к нам приходят филологи из Российского государственного гуманитарного университета, которые становятся очень хорошими учителями. Не имея педагогического образования, они готовы работать с детьми, при этом у них фундаментальная подготовка.
Сложнее всего, на мой взгляд, с историками - часто эти ребята чрезвычайно начитанные, но только в одной какой-либо сфере. Нравится ему военная история – он ее знает, остальное же его занимает намного меньше. В отличие от ученого-историка, специализирующегося на какой-то определенной области, школьный педагог-историк должен иметь широкие знания, однако у выпускников педвузов, на мой взгляд, со знаниями по истории проблемы вообще значительно более серьезные.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости