Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
В канун 65-летия Победы полезно вспомнить, что праздником он стал не столь давно. 7 мая исполняется 45 лет учреждению юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которой было награждено более 16 миллионов человек. Юбилейная медаль (впоследствии, каждые 10 лет учреждалась новая) была частью «реабилитации» 9-го мая, который в 1965 году стал вновь праздничным днем.
При Сталине после войны этот день три года был выходным, однако затем, вождь передумал. 24 декабря 1947 года в газете «Известия» появилось постановление Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому «1. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая - праздник победы над Германией - рабочим днем. 2. День 1 января - новогодний праздник - считать нерабочим днем».
При генералиссимусе в этот день не было ни встреч ветеранов, ни парадов. Судя по всему, тов. Сталин не считал этот день календаря чем-то выдающимся, а людей, прошедших сквозь горнило страшной войны - достойными уважения и благодарности. Напротив, машина репрессий заработала вновь и некоторые вчерашние фронтовики, которые «пол-Европы прошагали, полземли», угодили в места не столь отдаленные.
Во многом из-за того воздуха свободы, которые они вдохнули на фронте, когда человек зависел во многом от своего умения, способностей, а не указаний «партии и правительства», как в мирное время. Немаловажным было и то обстоятельство, что советские солдаты и офицеры, освобождавшие другие страны от нацизма, увидели другую культуру, которая разительно отличалась от того, к чему они привыкли дома. Как писал Константин Симонов, «контраст между уровнем жизни в Европе и у нас, контраст, с которым столкнулись миллионы воевавших людей, был нравственным и психологическим ударом».
В начале 1950-х в одночасье исчезли с улиц больших городов инвалиды войны, которых насильственно вывозили подальше от людских глаз туда, где они доживали свой век без медицинской помощи. В общем, победили - забудьте. Славить можно было только одного человека.
Историк Елена Зубкова в своей научной работе «Общество, вышедшее из войны», констатировала целенаправленность компании по уничтожению потенциала Победы в сталинские годы. В первом же послепобедном материале «Правды» утверждалось, что победу «организовала наша непобедимая большевистская партия, партия Ленина-Сталина, к ней привел нас великий Сталин… Да здравствует наша великая сталинская Победа!» То есть, народ без мудрого вождя, ну никак не мог выиграть войну.
Фронтовик Черняев, вспоминая то время, написал: «Атмосфера не только в университете, но и во всей Москве отнюдь не способствовала выделению фронтовиков в особую, почитаемую категорию. Потом только стало понятно, что это и политика. Политика нивелировки общества, где почет, слава, официальное признание - только тем, на кого укажет партия. Сталину не нужна была «суверенная» и гордая энергия «поколения комбатов».
В эпоху Хрущева, который в период Великой Отечественной был членом военного совета ряда фронтов, началось переосмысление войны. В частности, появился роман Константина Симонова «Живые и мертвые», а затем, одноименный фильм Алексея Столпера. Были сняты пронзительные фильмы - «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Баллада о солдате» Григория Чухрая Открылись ворота лагерей, был прочитан исторический доклад на ХХ съезде партии о культе личности.
Но по-настоящему тема войны стала гордостью и памятью лишь при Брежневе, который закончил войну в значительно более скромных чинах, нежели его предшественники, зато повидавший реальную войну. В 1965 году появились указы Президиума Верховного Совета СССР об утверждении почетного звания «город-герой», которое было присвоено Москве, Ленинграду, Волгограду, Киеву, Одессе, Севастополю (позднее еще нескольким городам) и «крепость-герой» в «лице» Брестской цитадели. 9 мая был проведен военный парад с участием бронетехники. В тот же день на телевидении появилась знаменитая передача «Минута молчания» (которая с некоторыми изменениями сохранилась и по сей день), а вечером в крупнейших городах СССР вновь прозвучали залпы артиллерийских салютов.
Вспомнили во второй половине 1960-х и о другом символе воинской памяти - Могиле Неизвестного солдата, благо, в других странах такие мемориальные комплексы существовали уже давно. В частности, в Париже Могила Неизвестному солдату была установлена по окончании первой мировой войны. Оттуда же была позаимствована идея вечного огня, который 8 мая 1967 года был зажжен Леонидом Брежневым, принявшем факел из рук Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Бывшие фронтовики получили статус ветеранов и встречи 9 мая стали регулярными.
Именно в эпоху застоя, как ни парадоксально, были сняты лучшие фильмы о войне («Горячий снег», «А зори здесь тихие», «На войне как на войне», «Белорусский вокзал», «Проверка на дорогах», «В бой идут одни «старики», «Двадцать дней без войны» и др.). Страна узнала и поняла, что Великая Отечественная война - не столько красивый подвиг, сколько тяжелая, кровавая общая работа народа.
Как написал незадолго до своей гибели в бою поэт Михаил Кульчицкий:
«Война - совсем не фейерверк,
а просто - трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чеботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции