НЬЮ-ЙОРК, 3 мая - РИА Новости, Лариса Саенко. Открывшаяся выставка известной сербской художницы Марины Абрамович в Нью-йоркском музее современного искусства (MOMA) вызвала противоречивую реакцию ценителей прекрасного - от экзистенциального восторга сторонников новаторства до консервативных упреков в пропаганде нудизма: участники перфоманса оголились.
Персональная выставка представляет ретроспективу творчества 63-летней художницы, именующей себя "бабушкой перфоманса" - многочисленные видео, инсталляции, фотографии и коллажи. Этой крупнейшая выставка в истории MOMA, посвященная перфомансу одного художника.
Главное действие разворачивается на площадке "Художник представляет" - неподвижно сидящая в алом платье Марина Абрамович приглашает любого из посетителей музея, который должен сидеть так же неподвижно, глядя друг на друга.
Однако ажиотаж в Нью-Йорке вызвали обнаженные живые экспонаты, которые дублируют перфомансы Марины прежних лет. Музей объясняет "голую выставку" желанием наиболее полно представить творчество художницы, идущей вот уже второй век в авангарде современного искусства, и сделать его доступным для более широкой публики.
Одетые или обнаженные "живые экспонаты" неподвижно замерли - сидя за столом, лежа в объятиях скелета, вперившись друг в друга взглядом или словно пригвожденные к белому экрану.
Вход в залы экспозиции Абрамович, также обставлен весьма оригинально - посетителям музея предстоит протиснуться в узком проходе между двумя обнаженными девушками. Впервые этот перфоманс под названием "Невесомость" был представлен публике в 1977 году в Болонье. Абрамович изучает энергию взаимодействия между художником и зрителем, одетыми и обнаженными.
Один из центральных экспонатов перфоманса - "Сияние". Обнаженная женщина на белом экране, по замыслу художницы, олицетворяет энергетический обмен со зрителями. Такой обмен будет происходить в течение 700 часов на протяжении персональной выставки в MOMA.
Внучатая племянница Сербского патриарха и жертва строгого семейного воспитания, Абрамович на протяжении жизни исследуют тему ритуала, жестокости, сексуальности, закрепощенности и обреченности. Один из ее известных перфомансов - "русская забава". Художница поочередно втыкает нож в стол между раскрытыми пальцами, заменяя орудие на новое, когда поранит руку.
Также известна ее инсталляция-притча о многострадальной и никем непонятой славянской душе, на которой обнаженная Абрамович предстает в пилотке советской Армии - мужчины ее семьи героически сражались против фашизма.
Однако самый шумный успех принесло неординарное шоу, устроенное в 1974 году, - в течение 6 часов неподвижно сидящая художница позволяла использовать зрителям любые из выставленных ею предметов, в том числе коллекцию ножей, хлыст, ножницы, скальпель и даже пистолет с одним патроном.
Однако пока в СМИ больше обсуждают не художественную ценность перфоманса, а поведение посетителей, так как некоторые из них, несмотря на охрану, не довольствуются зрелищем и позволяют себе распускать руки. Сотрудники музея вынуждены были провести белую черту, запрещающую приближаться к участнице перфоманса "Сияние" ближе, чем на расстояние примерно в три метра.