По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2009 году в России насчитывалось 545 тысяч детей-инвалидов. Более 200 тысяч учатся в коррекционных школах – как и обычные дети, они иногда ходят в музеи, но часто музейный педагог затрудняется с ними работать. Что дает посещение музея особым детям и как проводить экскурсии - об этом в интервью РИА Новости рассказала директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.
- Наталья, как часто проходят экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья? И насколько музейные педагоги оказываются готовы к этому?
- В 2008 году мы проводили опрос среди 67 сотрудников музеев разного профиля из 22 городов России, Украины и Белоруссии в рамках нашего проекта «СВЕТлое детство» - призера конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. Почти четверть музейных педагогов проводит экскурсии для особых детей раз в месяц и чаще (особенно в регионах); в крупных городах - не менее раза в год.
При этом почти половина респондентов ответили, что не знакомы со спецификой работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Некоторые вовсе отказываются от проведения экскурсии, даже если группа уже пришла в музей, мотивируя это якобы неспособностью детей к восприятию материала. Нередко по этой причине учителя скрывают, что их дети особые – 44% музейных педагогов узнавали об этом перед самым началом экскурсии.
- А не оставить ли работу с особыми детьми специалистам?
- Дети не могут развиваться, общаясь лишь со специалистами. Да, арт-терапией должен заниматься врач – это лечение. У экскурсовода другая задача – сделать рассказ понятным, доступным, дать таким детям почувствовать, что у них те же права, что у здоровых, что в музее их ждали…
Обычно экскурсии для особых детей проводят как для младших школьников. Но дети с интеллектуальными нарушениями не могут усвоить информацию в том же объеме – у многих плохая память, снижена познавательная активность. В ходе проекта мы разработали методику работы с детьми с разной степенью отставания в развитии.
- Как проходит такая экскурсия? И что она может дать детям?
- Число экспонатов для показа надо ограничить, взять наиболее яркие, зрелищные. Предметы должны быть связаны с реальной жизнью. К примеру, одно из занятий начинается так: «Что вам светит днем? – Солнце. – А вечером? – Лампа. – А раньше у людей была другая «лампа» - лучина». У некоторых детей нет понятия о времени: если сказать «это было давно» - не поймут. Тогда разыгрывается ситуация: «Если бы у тебя сейчас в доме не оказалось ни одного чайника, но ты бы нашел самовар, как бы ты стал им пользоваться?» После одной из экскурсий дети смогли вспомнить упомянутые слова на уроке и даже найти сходство: «лучинка дает свет, и луч солнца тоже светит» - это очень хороший результат.
Занятия в музее важны не только для развития умственных способностей, но и для социальной адаптации. Так, в школе №359, с которой мы постоянно сотрудничаем, детям дают основы профессии в столярной и гончарной мастерских, чтобы они могли поступить в колледж. Мы разработали экскурсии, где большое внимание уделяется материалам, из которых делают различные вещи: дерево, глина, стекло, металл. Так, на занятии «Предметы из дерева» дети сначала рассматривают образцы древесины, пытаются угадать породу дерева, какое легче или тяжелее – опускают их в воду, затем находят деревянные предметы в экспозиции музея.
Есть дети-аутисты – они не общаются между собой, живут каждый в своем мире. После одного из занятий мы сели с ними пить чай у самовара. Оказаться вместе за одним столом – это для них большой прогресс в развитии.
- Можно ли подвести итоги проекта «СВЕТлое детство»? И используют ли вашу методику другие музеи?
- Эффект от занятий не всегда проявляется сразу. Методика сейчас выложена на нашем сайте – большинство опрошенных сотрудников других музеев захотели с ней ознакомиться.
В Москве экскурсии для инвалидов разных категорий проводит также Дарвиновский музей. С их специалистами мы теперь постоянно обмениваемся опытом (так, ранее у них в журнале приема экскурсионных заявок уже была заведена графа «Особенности посетителя» – даже такая деталь очень важна при подготовке экскурсии).
Часто социальные проекты заканчиваются после прекращения финансирования – но их можно и нужно продолжать. Экскурсии оплачивают и родители, каким-то школам – спонсоры, мы сами принимаем четыре-пять групп в месяц бесплатно, заявок стало больше.
Главное – изменить отношение к таким детям в обществе. Мы уже разрабатывали подобную методику пять лет назад для слепых и слабовидящих детей. Нас осуждали: «Как можно показывать им фонари?» Но они «смотрят» – только надо давать предмет в руку. Не должно быть предрассудков, страхов и жалости – детям нужно дружеское отношение. Мы сделали выставку работ учащихся из коррекционных школ – и часто здоровые дети говорят: «Какие же они отсталые? Это мы отсталые!»
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости