Александр Мирчев, президент компании Krull Corporation, международный эксперт по стратегиям развития.
Два года назад правительства ведущих стран мира начали предпринимать масштабные фискальные меры по стимулированию выхода глобальной экономики из кризиса. Закачав в банковский и корпоративный сектора огромные средства, сегодня они с осторожностью подходят к вопросам государственной финансовой интервенции, опасаясь новых экономических потрясений в связи с растущими дефицитами госбюджетов.
Одним из элементов стабилизации экономики и создания источников экономического роста является способность компаний привлекать финансирование для развития новых проектов. Поэтому сегодня все больше компаний обращают внимание на такой вид ценных бумаг как конвертируемые облигации. Именно в условиях кризиса они начали получать широкое применение на рынках ценных бумаг, тем самым открывая дополнительные каналы для потоков ликвидных средств. Выпуск таких облигаций может оказаться способом решения многообразных вопросов последующего экономического развития, еще одним рычагом устранения существующих дисбалансов. Динамика данных процессов основывается на усилившемся стремлении как в развитых, так и в переходных экономиках, провести рекапитализацию на фоне продолжающейся неустойчивости рынков.
Конвертируемые облигации представляют собой долговые ценные бумаги, выпускаемые акционерными компаниями и предоставляющие их владельцам право на приобретение других ценных бумаг в обмен на данные бумаги. Конверсия в данном случае влечет за собой получение держателем облигаций более низкого дохода по сравнению с необратимыми ценными бумагами.
Выпуск конвертируемых облигаций имеет ряд преимуществ при мобилизации капитала в условиях кризиса: малая затратность (в отличие от размещения корпоративных облигаций и финансирования за счет выпуска акций); более плавное дробление; предположительно более низкое воздействие на доходность капитала и чистую прибыль в расчете на акцию; более надежное вложение по сравнению с инвестициями в обычные акции и получение доходов в пределах доходов на акции; более устойчивая конъюнктура в сравнении с акциями; предохранение от снижения курса на рынках с понижающейся тенденцией и возможность для инвесторов принимать участие в прибыли в период роста рынка ценных бумаг.
Однако, резкий рост цен на акции вслед за выпуском конвертируемых облигаций может вызвать конверсию в сравнительно краткие сроки, что указывает на неуспешно выполненную оценку деятельности компании самой компанией. В случае же падения цен на акции, лежащие в основе опциона, эмитенту предстоит продолжать оплачивать процент и заем, но уже будучи не в состоянии улучшить свой коэффициент задолженности. Держатели облигаций, в свою очередь, получат значительно заниженный доход к сроку погашения по сравнению с необратимыми облигациями.
Сегодня привлечение дополнительной ликвидности путем выпуска конвертируемых облигаций развито, прежде всего, на рынках США и Европы, а также в Японии. Только в 2009 году в США было выпущено конвертируемых облигаций на сумму 12,6 миллиарда долларов; в Японии с 2008 года таких бумаг выпущено на 6,27 миллиарда долларов. Однако, заметно, что деятельность в этой области начинает интенсифицироваться и в «переходных» экономиках.
Этот тип финансирования является привлекательным не только для корпораций, но и для некоторых стран, так как дает им возможность перебросить груз финансирования банков и других системных институтов с плеч государства на частные организации. Один из недавних примеров - выпуск китайскими банками пакета конвертируемых облигаций на сумму в 40 миллиардов юаней (5,86 миллиарда долларов) с целью улучшения их коэффициента ликвидности. Считается, что для такого типа эмитентов, конвертируемые облигации дают возможность выполнить инструкции госорганов КНР об укреплении их балансов и поддержке финансовой устойчивости.
Следует отметить, что на некоторых рынках еще существует ряд препятствий, прежде всего, административные барьеры, для распространения такого рода финансирования. При этом привлекательность конвертируемых облигаций для некоторых рынков проистекает из дополнительных возможностей, которые такого типа бумаги предоставляют эмитентам. Для банков Китая, России, Бразилии и Индии, а также других растущих экономик, рынок конвертируемых облигаций является, скорее, новым инструментом в палитре механизмов реализации общей стратегии экономического развития, чем выбором новых методов финансирования.
Рост популярности этого типа финансирования во многом будет зависеть от взаимоотношений, которые будут создаваться в попытках обеспечить долгосрочный рост глобальной экономики, иногда совпадающих, а иногда противоречащих интересам отдельных стран. В большой степени этот рынок зависит от уровня процентных ставок, поскольку, по мнению экспертов, когда ставки невысоки, у корпораций меньше мотивов выпускать конвертируемые облигации. Рынок таких бумаг зависит и от условий госрегулирования. Развитие рынка конвертируемых облигаций в растущих экономиках будет во многом зависеть от того, как быстро будут преодолены неопределенность и сравнительная ненадежность режима проведения таких сделок. В конечном счете, успех этого рынка в некоторых экономиках будет зависеть от экономического роста на местном и глобальном уровне. А этот рост, соответственно, будет в определенной степени зависеть от стратегии государственного вмешательства и связанных с этим изменений в нормативно-правовой базе финансового рынка. Развитию этого рынка необходимо содействовать путем снижения административных барьеров и устранения препятствий к участию частного сектора с тем, чтобы воспользоваться преимуществами, которые конвертируемые облигации предоставляют в кризисные ситуации.