Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
24 марта депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект «Об обращении лекарственных средств». В нем государство закрепило за собой право определять цену производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС), а также величину оптовой и розничной надбавки.
Инициируя законопроект, власти ставили целью сделать лекарства более доступными. Но не приведет ли госрегулирование цен к дефициту медикаментов? Ведь предприниматели «от медицины» вряд ли согласятся на снижение прибыли.
Усилить госрегулирование на рынке медикаментов в июле 2009 года потребовал премьер-министр Владимир Путин. Вмешательство государства должно было не допустить необоснованного повышения цен. Правительство забило тревогу, когда в первой половине 2009 года цены на лекарства выросли на 18,3%, а по итогам восьми месяцев - уже на 38%. При этом цена на одно и то же лекарство в разных регионах различалась в два-три раза. «Речь идет о стремлении фармацевтических компаний и многочисленных посредников извлекать сверхприбыли, пользуясь несовершенством правовой базы и другими лазейками», - поставил «диагноз» премьер. После чего в августе Федеральная антимонопольная служба возбудила в 22 регионах дела против аптек, которые необоснованно завышали цены.
К новому году правительство подготовило законопроект «Об обороте лекарственных средств», который на днях одобрили депутаты. В документе четко прописана схема ценообразования на жизненно необходимые лекарства. К этой категории относится около 500 наименований фармпрепаратов из почти 20 тысяч, зарегистрированных в России. Это лекарства для лечения простуды (аспирин), противовоспалительные (диклофенак), обезболивающие (но-шпа, нурофен), широкий перечень медикаментов для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, антибиотики, вакцины, инсулин, витамины.
Сейчас производитель может назначить почти любую цену на препарат. По новым правилам максимально допустимые отпускные цены производителей будут внесены в специальный перечень и зарегистрированы в Росздравнадзоре. Пересматривать цену можно будет не чаще чем раз в год, при этом надбавка не сможет превышать уровень инфляции. Продавать препараты, на которые предельная отпускная цена не зарегистрирована, закон запрещает.
Также государство (в лице региональных властей) по единой методике установит предельные оптовые и розничные надбавки на лекарства. По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, торговая наценка не будет превышать 30% от цены производителя. Информацию о стоимости ЖНВЛС региональные власти будут обязаны сделать доступной, например, разместить в Интернете. Все эти меры, по задумке правительства, должны сделать лекарства более доступными, ценообразование на них - более прозрачным, а цепочку посредников - более короткой.
На практике, однако, регулирование государством максимальных цен на жизненно важные лекарства может привести и к негативным последствиям. Торгуя препаратами из списка ЖНВЛС по фиксированным ценам, для сохранения размера прибыли аптеки могут увеличить цены на медикаменты, в этот список не входящие. Ведь большинство аптек «сидят на проценте» и не могут работать себе в убыток. Таким образом, если для лечения заболевания покупателю нужен препарат не из «списка», его расходы не уменьшатся, а возрастут.
Кроме того, часть аптек могут просто переквалифицироваться на торговлю более рентабельными препаратами, не вошедшими в «список». Или же продавать относительно недорогие лекарства из «списка» в аптеках не в «проходных» местах, а в «неходовых», например, на окраине города. Таким образом, препараты по фиксированным ценам больным еще придется поискать.
Если девальвация рубля продолжится, то нельзя исключать ситуацию, что оптовики будут просто отказываться от поставок импортных лекарств, так как никто в «минус» себе работать не будет. А продать товар по уже зафиксированной максимальной цене запретит закон. В итоге лечиться россиянам придется «бабушкиными» рецептами и «дедовскими» методами, а цены на современные и эффективные лекарства для многих станут просто недоступными.
От новации могут серьезно пострадать не только рядовые покупатели, но и отечественные фармпроизводители. Ведь предельная цена лекарства будет формироваться чиновниками, исходя из его прошлогодней стоимости. При этом нужно учесть, что 75% лекарств в России - импортные, и лишь 25% производятся в России. Но почти все они изготавливаются с применением импортного сырья. И если цена на импортную составляющую препарата в течение года возрастет, то производство лекарства по заранее установленной стоимости станет убыточным. Получается, что при определении отпускной цены учитывать нужно не величину инфляции, как предлагает правительство, а соотношение рубля к мировым валютам. Потому что цена российских лекарств зависит как раз от этого показателя.
Чтобы избежать жесткого ценового контроля, отечественные производители могут рассмотреть вопрос переноса части производства за пределы России, например, в страны СНГ. Но, во-первых, быстро это сделать не удастся, а во-вторых, перенос производства приведет к росту безработицы фармакологов в России.
Альтернативой жесткому контролю за ценами со стороны государства могла бы стать страховая медицина вместе со страховой же системой лекарственного обеспечения, при которой цена препарата заботила бы лишь врача и страховую компанию. Правда, построение такой системы занимает не один год. Пока же россиянам можно посоветовать заняться профилактикой заболеваний. Потому что болеть будет все дороже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции