Одна из наиболее известных современных отечественных педагогических методик — система «развивающего обучения» Даниила Эльконина и Василия Давыдова. О ее преимуществах в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов.
- Алексей Борисович, в чем принципиальное отличие методики Эльконина и Давыдова от обычной педагогики?
- Подход, используемый традиционной педагогикой, ставит перед собой задачу дать ребенку как можно большую сумму знаний. А используемый в системе Эльконина и Давыдова стремится вычленить в каждом учебном предмете основные обобщенные способы действия, посредством которых ребенок овладевает знаниями. Можно решить сто задач, а можно одну, ключевую, но с ее помощью решать впоследствии остальные сто. Система Эльконина и Давыдова в целом стремится к тому, чтобы научить ребенка самого овладевать знаниями, научить его учиться. Кроме того, она называется «развивающей» потому что развивает то, чем младший школьник, придя в школу, не обладает — теоретическое (рефлексивное) мышление.
Обычная педагогика, как писал о ней еще Лев Выготский, «плетется в хвосте возрастного развития». Она нацелена на упражнения в том, что у детей уже развито на момент их прихода в школу — наглядно-образного мышления, памяти. Эльконин в своей возрастной периодизации сформулировал, что главным психическим новообразованием у младшего школьника является теоретическое мышление, а ведущей деятельностью - учебная. Для лучшего формирования теоретического мышления Эльконин и Давыдов при создании своей методики посягнули на «святая святых» — содержание образования: методика предполагает освоение набора учебных задач, демонстрирующих основные принципы того, как устроено само знание. Это исключает привычное натаскивание. Ребенок должен сам прийти к решению, сам все измерить, ощупать.
- Какие преимущества дает школьнику методика Эльконина и Давыдова?
- Благодаря этой методике у школьника не только формируется компетенция самостоятельного обучения, но и высвобождается свободное время. Обучение становится эффективным, дети получают время на другие виды деятельности. К примеру, в школе № 1133, где я работаю, урочная нагрузка на одного ученика - 15 часов, а не 22 часа. Освободившееся время идет на физкультуру, хореографию, походы в театр. Так мы сохраняем здоровье ребенка.
- Как складывалась судьба образовательной системы Эльконина и Давыдова?
- Она начала создаваться в 1958 году и до 1982 года «обкатывалась» в лабораторных условиях, то есть эксперимент проводился в рамках одной московской школы. К началу 80-х стало очевидно: методика «работает», дети становятся способными мыслить самостоятельно. Это не понравилось представителям правящей Коммунистической партии. В результате эксперимент свернули. Несколько лет никаких дальнейших исследований не проводилось. Вспомнили о методике во время перестройки, и с 1988 года она была подхвачена передовыми школами. В 1998 году российские школы работали по одной из трех образовательных систем – традиционной педагогике (60% школ), методике Эльконина-Давыдова (30%) и методике ученика Выготского–Занкова (10%). Сейчас по методике Эльконина-Давыдова работают лишь 3% российских школ.
- Чем объясняется столь незначительный процент?
- Директора, соглашаясь на инновации, не предполагали, каких усилий потребует их освоение. Ведь это изменение всей работы школы! Кроме того, существуют управленческие барьеры, не позволяющие школе соответствовать требованиям системы Эльконина и Давыдова. Во-первых, основным критерием оценки работы учителя до сих пор являются знания, умения и навыки, а не развитие ребенка. Получается следующее: допустим, приходит ребенок с низким уровнем развития в 1-й класс. Четыре года с ним работают, и, в конце концов, к 4-му классу он выходит на уровень «твердого троечника». Для него это большое достижение. Но у нас по-прежнему с учителя спрашивают количество четверок и пятерок в классе, не глядя, кто с какими исходными данными пришел в школу.
Во-вторых, по-прежнему в школах нет собственной системы оценки промежуточных знаний детей, хотя в соответствии с законом «Об образовании» они имеют такое право. Система Эльконина-Давыдова предполагает обучение без отметок, которое каждому ребенку позволяет двигаться со своей скоростью.
В-третьих, существующий учебный план не позволяет расширить формы образовательного процесса. Все часы идут исключительно на уроки в классе. Я, честно говоря, не понимаю, зачем нам в школе новые образовательные технологии, если мы работаем по плану 1972 года и обязаны давать детям то же количество часов по каждому из предметов, что и в 1972 году. Я считаю, что современные технологии должны освобождать время для изучения других вещей, для развития новых навыков. У нас же получается, что у детей нет времени ни на что, кроме школы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости