Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
К 2020 году 10% средних и малых предприятий должны быть инновационными. Об этом 23 марта на форуме малого и среднего предпринимательства «Конкурируя за будущее сегодня» заявил Андрей Шаров, директор развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ.
В большинстве развитых стран именно малый и средний инновационный бизнес является основой экономики. В ЕС доля таких компаний достигает 40%. В России численность малых инновационных компаний, по данным Росстата, составляет от 1,5% в сфере производства и распределения энергии и до 10% в химпроизводстве. В итоге, как подсчитали эксперты «ОПОРЫ РОССИИ», в рейтинге конкурентоспособности инновационных систем Россия занимает 38 место из 50 развитых и развивающихся стран. Причем уступаем мы не только конкурентам из стран БРИК, но даже Турции и Таиланду.
В последнее время термин «инновация» произносится так часто, что многие просто не могут четко сформулировать, что же это такое. Подразумевается, что инновационные компании должны заниматься внедрением достижений научно-технического прогресса, новых «прорывных» технологий, крупных изобретений. Упомянутый Андрей Шаров пояснил РИА Новости, что в первую очередь инновационные предприятия будут создаваться в тех отраслях, где Россия традиционно конкурентоспособна. Это, в частности, телекоммуникационная сфера, космические и военные разработки, биология и медицина.
Что необходимо предпринять, чтобы малый бизнес был заинтересован в развитии инновационных проектов, а не традиционной сферы торговли и услуг?
Малые предприятия, по словам президента ОПОРЫ Сергея Борисова, более конкурентоспособны из-за высокой мобильности и скорости внедрения инноваций. Но чтобы в разы увеличить долю небольших компаний, занимающихся внедрением новых продуктов и технологий, необходимо выполнить ряд условий.
Во-первых, нужно формировать спрос на новые технологии, что невозможно при низкой конкуренции практически во всех отраслях. О повышении конкурентоспособности российской экономики с высоких трибун периодически говорят первые лица государства, но, что называется, «воз и ныне там».
Ужесточение экологических и энергетических стандартов (что во всем мире является стимулом для инноваций) тоже продвигается медленно. Население в условиях кризиса не готово тратить больше денег на более современные товары. С конкурентами же компании могут бороться неэкономическими методами. Потому сейчас в России потребность в инновациях невысока: 49% опрошенных ОПОРОЙ указали на спад такого спроса.
Во-вторых - и это проблема не только инновационных компаний, но и всего российского бизнеса – низкая доступность финансовых ресурсов. На нее при опросе сетовали 56% руководителей инновационных компаний. Но вдобавок и коммерциализировать (то есть продать) свои разработки в России не просто: так ответили около 80% опрошенных. Более трети разработчиков на внедрение своих достижений тратили собственные средства и деньги знакомых. Банковским кредитом не смог воспользоваться никто.
В-третьих, оказалось, что без формирования комфортной среды привлечь предпринимателей к инновационному бизнесу будет проблематично. Под комфортным ведением бизнеса предприниматели понимают отсутствие административных барьеров, низкую коррупцию, понятную налоговую систему, хорошую инфраструктуру, знание иностранных языков потенциальными работниками. Эти проблемы для развития инновационного бизнеса перечислял примерно каждый пятый опрошенный.
В-четвертых, есть человеческий фактор. «Нужны люди, которые могут сделать инновационный продукт, и те, кто его купит», - поясняет Михаил Лифшиц, проектный директор компании «Ренова менеджмент». Необходимо повышать квалификацию преподавательского состава, приглашать уехавших из страны специалистов. Из 38 тысяч специалистов, защитивших докторские диссертации в СССР и России, 20 тысяч сейчас работают не в России. Их нужно приглашать в Россию.
Как показало исследование ОПОРЫ, необходимо также повышать уровень образования, причем начиная со школы. В последние годы на образование правительство выделяло 3-4% ВВП. В Израиле и Финляндии этот показатель превышает 6%, в США составляет 5,7%, на Украине, в Бразилии, Беларуси – превышает 5%. В итоге по уровню знаний математики и точных наук российские дети занимают 34 место среди сверстников из 57 стран.
Повышение производительности труда и сокращение числа занятых стали бы еще одним стимулом для внедрения инноваций. Пока же государство больше, чем в инновациях, заинтересовано в неувеличении уровня безработицы и – если так - привычной производительности труда. Губернаторы активно препятствуют росту этих показателей, поскольку от соцстабильности в регионе зависит их карьера. Если бы 10% россиян работали с той же эффективностью, что в США (доход 140 тысяч долларов в год), то ВВП России вырос бы в полтора раза, говорит Александр Идрисов, партнер-директор ГК «Про-Инвест».
Препятствием для более активного развития инновационного бизнеса является также недостаток бизнес-инкубаторов, центров передачи технологий, научных парков. 60% опрошенных указали на низкую доступность помещений, без которых трудно создать наукоемкое производство. Усиление защиты интеллектуальной собственности и повышении эффективности системы госзакупок также могли быть стать дополнительным стимулом для увеличения числа инновационных компаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции