МОСКВА, 17 мар - РИА Новости. Внешний облик Пушкинской площади, реконструкция которой входит в проект "Большая Ленинградка", не изменится, сообщил РИА Новости главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Призывы вернуть Пушкинской площади, территорию которой в старину занимал Белый город, ее исторический облик путем постепенного восстановления элементов градостроительного ансамбля, включая Страстной монастырь, на прошлой неделе прозвучали на "круглом столе" "Пушкинская площадь под угрозой уничтожения. Общественная защита исторического наследия Москвы", организованном Общественной палатой (ОП) РФ. Кроме того, ОП намерена добиваться проведения публичных слушаний по вопросу реконструкции Пушкинской площади.
Наверху - никакого строительства
"В Генеральном плане, который утвержден Мосгордумой во втором чтении, на Пушкинской площади стоит индекс "ноль" - это значит, что никакого строительства на поверхности не предусматривается", - пояснил Кузьмин.
По его словам, после утверждения Генплана в третьем, итоговом чтении, все разговоры о воссоздании на Пушкинской площади комплекса Страстного монастыря отпадут сами собой как противоречащие закону.
Реконструкция Пушкинской площади входит в проект "Большая Ленинградка", который предусматривает практически бессветофорное движение от центра столицы до МКАД по Тверской улице, Ленинградскому проспекту и шоссе. Идея реконструкции Пушкинской площади появилась несколько лет назад. Проект претерпевал изменения, и теперь предполагается, что в течение примерно четырех лет под Тверской улицей между Страстным и Тверским бульварами будет создан автомобильный тоннель, четырехэтажный подземный город, музей и парковка.
По мнению представителей общественных движений "Старая Москва", "Бородино-2012 , "Коалиция в защиту Москвы", выступающих против строительства многофункционального комплекса с тоннелями, Пушкинская площадь "зарывается в землю", в то время как здесь, на гребне холма, по правилам градостроительного искусства, более уместен ансамбль с доминантой.
А под землей...
По словам Кузьмина, откорректированный проект по строительству транспортного узла на пересечении Тверской улицы со Страстным и Тверским бульварами и освоением подземного пространства уже готов и в ближайшее время будет представлен на обсуждение Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы.
"В подземном пространстве планируется разместить автостоянку, социальные, культурные и спортивные объектым, а также объекты коммерческого назначения", - уточнил главный архитектор.
При этом, как сообщал ранее замглавы Москомархитектуры Алексей Куренной, около тысячи квадратных метров подземного пространства Пушкинской площади, по проекту Генплана Москвы, планируется предоставить для создания археологического музея. По его словам, в одном из заданий Генплана предусмотрено, что все найденное на территории Пушкинской площади должно быть передано в музей.
Наиболее уязвимым местом проекта, по словам источника РИА Новости в Москомархитектуре, являются аварийные выходы из подземного пространства и короба вентиляционных шахт, которые придется размещать на поверхности Пушкинской площади.
"Все остальные проблемы решаемы", - отметил собеседник агентства.
Он выразил сомнение, что противникам освоения подземного пространства под Пушкинской площадью удалось собрать 50 тысяч подписей москвичей, отвергающих предполагаемую реконструкцию. Об этом также заявляли на круглом столе ОП.
"Опыт проведения публичных слушаний показывает, что столь массовое волеизъявление граждан маловероятно", - считает он.
Представитель Москомархитектуры также сообщил, что в Тверском районе, судя по замечаниям жителей к проекту Генплана развития Москвы до 2025 года и Правилам землепользования и застройки, число противников и сторонников подземного строительства под Пушкинской площадью примерно совпадает.
"Молодежь, как правило, высказывается за создание под площадью многофункционального комплекса", - подчеркнул он.
После обсуждения на ЭКОСе планы по реконструкции Пушкинской площади будут вынесены на публичные слушания, организатором которых выступит префектура ЦАО, сообщил источник.
Вопросы остаются
Между тем, протесты общественности - не единственное препятствие на пути реализации этого проекта. До сих пор неясно, за счет каких средств будет вестись строительство тоннелей, автостоянки и подземного центра, которое оценивается в 400 миллионов долларов.
В 2005 году правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с ОАО ТДЦ "Тверской" (30% принадлежат правительству Москвы, 8% - консалтинговой компании ООО "Бизнес профессионал", 62% - турецкой компании MNG Holding), которое должно было реализовать проект за счет собственных и привлеченных средств. При создании уставной капитал ОАО ТДЦ "Тверской" составлял 100 тысяч рублей, то есть минимум, необходимый для регистрации.
"Никаких изменений уставного капитала за последние годы не произошло, с финансовой точки зрения эта компания по-прежнему является "пустышкой", - прокомментировал РИА Новости эту информацию источник в горадминистрации.
По данным собеседника агентства, в прошлом году ОАО ТДЦ "Тверской" обратилось за выделением кредитной линии на строительство транспортной развязки и многофункционального центра под Пушкинской площадью в Сбербанк.
"В банке сказали, что кредитная линия будет выделена только при условии передачи в залог всех 100% акций ОАО, включая долю города", - рассказал он.
В свою очередь, руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин подтвердил факт обращения инвестора на предмет возможной передачи городского пакета акций ТДЦ "Тверской" в залог для обеспечения кредитной части финансирования проекта.
"Отдавать свои 30% банку мы отказались", - сказал Силкин, добавив, что не знает, удалось ли инвестору в ходе дальнейших переговоров уменьшить размер залога.
Глава департамента дорожно-мостового строительства Александр Левченко, со своей стороны, отметил, что строительные работы на Пушкинской площади начнутся не раньше, чем инвестор предъявит банковскую гарантию, подтверждающую наличие у него необходимого объема средств.
"Нельзя допустить повторения ситуации, сложившейся на площади Тверской заставы, где городу в итоге пришлось брать на себя расходы по перекладке и сооружению инженерных коммуникаций", - сказал он.