Какой должна быть математика в школе? С какого возраста можно начинать математическое профилирование и как его осуществлять? Об этом в интервью РИА Новости рассказал член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.
- Александр Михайлович, в чем назначение математики? Каким предмет должен быть в школе, с учетом того, что кто-то из школьников станет в будущем рабочим, а кто-то академиком?
- В любой стране есть два базовых школьных предмета - родной язык и математика, которые ответственны за развитие языка и мышления. Ломоносов правильно говорил: «Математику затем уже учить следует, что она ум в порядок приводит». Это действительно так, и обрести основы математической культуры необходимо всем.
Другой вопрос - уровень сложности предмета для каждого из учащихся. Мне кажется, общее математическое образование должно базироваться на изучении элементарной математики, хотя бы для того, чтобы в магазинах не обсчитывали. Разумеется, необходимо изучать геометрию, задачи которой заставляют мыслить логически, представлять в уме геометрические конфигурации. В упрощенном виде, достаточном для чтения популярных статей, нужно познакомиться с идеями Ньютона, элементами математического анализа. Это даст человеку представление о месте и значении математики в мире.
А вот технические навыки работы с логарифмами, тригонометрическими уравнениями и неравенствами как элементы общего образования – вещь совершенно сомнительная. Подробное их изучение связано сегодня главным образом с тем, что такие задачи легко тиражируются для ЕГЭ. Вместе с тем тригонометрические функции, логарифмическая и показательная, разумеется, должны изучаться в школе.
- Новая примерная программа по математике для начальной школы, подготовленная в Российской академии образования под новые стандарты, предусматривает разделение математики на три уровня. Как вы оцениваете это нововведение?
- Эта дифференциация кажется мне глубокой ошибкой. Предполагается три различных варианта обучения: базовый, с усиленным изучением математики, информационный. Таким образом, расслоение учащихся на три категории закладывается уже с первого класса. Однако какой первоклассник в состоянии определить свои интересы на долгосрочную перспективу?
Но и содержание программы для начальной школы педалирует ненужную для школы перспективу - перегрузку и без того перегруженного курса по математике. Вот мы вводим новый раздел - работу с данными (таблицами, диаграммами), а на традиционное изучение чисел и геометрии отводится всего четыре часа, тогда как практикой доказана необходимость минимум шести. В итоге дети выйдут из начальной школы без знания таблицы умножения, а в более старших классах незнание предмета будет расти.
- Как организовать обучение тех, кто хочет заниматься изучением предмета более серьезно? С какого класса можно начинать его усложнять?
- Условно уровней изучения предмета должно быть три. Математика для всех - как элемент общей культуры. Второй уровень - для тех, кому понятийный математический аппарат пригодится в будущей работе – инженером, лингвистом... Третий уровень – для нацеленных на профессию: будущих математиков, физиков, программистов.
Однако профилирование должно осуществляться постепенно. С детства ребенок пробует решать разные занимательные задачки - кто шахматы любит, а кто домики из спичек. Сфера интересов определяется к концу начальной школы. С 5-6-го классов начинаются кружки, с 7-го по 9-й - факультативные курсы, вечерние занятия, летние школы. Устойчивый интерес у школьника формируется где-то в 14-15 лет, и с этого возраста можно участвовать в специализированных олимпиадах по нужному предмету, которые будут и ступенькой в вуз, и средством стимулирования устремлений ребенка.
То есть дополнительное образование должно занимать внеурочное время. Образно это можно представить в картинке: рыба-лоцман плывет возле акулы. «Акула» - это общий, элементарный курс математики для всех, а «рыбы» - множество ниш, которые должны быть разработаны и предоставлены школьнику на выбор.
- Но вместо упрощения программы мы наблюдаем включение в нее новых тем и разделов. Что мешает «разгрузить» школьный курс?
- Нужно осознать простую мысль: задача школы - дать ребенку те элементы общей культуры, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, помогут ориентироваться в мире, а не готовить его к экзаменам и поступлению в вуз. Подготовка в вуз - задача второстепенная. Представьте, какие колоссальные возможности для упрощения общей школьной программы - и не только по математике - мы получим, если эта программа будет доступна для всех. Сейчас мы идем от обратного - как не включить в школьную программу логарифмы, если их знание проверяют на ЕГЭ, который является одновременно и итоговым, и вступительным?
Если ребенок хочет поступить в математический вуз, он просто должен готовиться дополнительно, участвовать в олимпиадах, факультативах.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости