Считается, что школьные олимпиады нужны, прежде всего, выпускникам - для использования результатов при поступлении в вуз. Почему участие в подобных состязаниях полезно школьникам более младших классов, в интервью РИА Новости говорит директор автономной некоммерческой организации «Дом учителя Уральского федерального округа», учредитель Международной олимпиады по основам наук Виктор Сырцов.
- Виктор Викторович, обычно олимпиады проводятся для старших классов, а у вас – для 5-9-х. Стоит ли нагружать детей так рано?
- Чтобы успешно выступать в олимпиадах для старшеклассников, ученику лучше начать участвовать в интеллектуальных соревнованиях уже с 5 класса. Однако главная цель любой олимпиады – не нагрузить ребенка подготовкой к ней, а пробудить интерес к определённой науке. Ведь сегодня дети чаще всего мечтают стать артистами, программистами, чиновниками, бизнесменами, и лишь немногие видят себя в будущем учеными.
Мы проводим олимпиады в честь современных ученых, включаем в задания вопросы, касающиеся их жизни и деятельности. На финальном этапе доктора наук, профессора приходят поздравить детей, и финалистам вручаются дипломы с их портретами и напутственными словами. Необязательно это ученый с мировым именем – на наш взгляд, профессора крупных российских и зарубежных вузов, таких, как, к примеру, Карлов университет в Чехии, тоже достойны уважения, а их научный успех – повторения.
- Одно из главных условий проведения олимпиад, которые предъявляет к ним Минобрнауки – их общедоступность. Реально ли её обеспечить?
- Да, мы считаем, что в олимпиаде должны участвовать все дети, вне зависимости от их школьных достижений. У нас нет предварительного отбора – даже если учитель считает, что школьник знает предмет слабо, он не имеет права не принять от него заявку.
Раньше нам делали замечания: балл для прохождения во 2-й тур очень низкий. Но ведь главное – не отбить у ребенка интерес к предмету, лишив его возможности попробовать еще раз. Сначала у нас было 63 олимпиады – по 13 предметам в 5 параллелях, с прошлого года их уже 126 – во 2-м туре участники делятся на 2 лиги. В высшую попадают те, кто набрал больше 60 баллов из 100, в премьер-лигу – кто набрал менее 60 баллов, для них задания на 2-м этапе будут менее сложными.
- Какими, по-вашему, должны быть олимпиадные задания?
- Нужны так называемые «компетентностно-ориентированные» задания – не привязанные к школьной программе. В них дается некая ситуация – упрощенный пример по географии: вы находитесь на местности с такими-то особенностями, и тут пошел дождь, началась гроза – что делать?
Здесь проверяется умение работать с информацией – ребенок может даже не знать той или иной темы, но ему дается шанс задействовать эрудицию и найти ответ.
- Большинство российских олимпиад – внутрирегиональные, но в вашей олимпиаде участвуют школьники из разных стран…
- Да, это школьники из Германии, Чехии, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Турции. В прошлом году только по России было 106 тысяч участников; в других странах свои оргкомитеты, они ведут такой подсчет.
Призерами часто становятся чехи, неплохо выступают украинцы и белорусы, а сложнее всего туркам: таких предметов, как география или биология, у них нет, и вопросы по ним включены в общий курс «подготовки к жизни». Поэтому больше 60 баллов по этим предметам им набрать трудно.
Набравшие проходной балл могут пройти финальный этап, как в своей стране, так и за рубежом: в университете или школе в Германии, Турции, Украине, Чехии. Поездку оплачивают родители.
- Какие сложности есть с проведением олимпиад?
- Бывают трудности с освоением программного обеспечения. Так, в Таджикистане, на Украине, в Турции мы создаем специальные комитеты для консультирования по использованию необходимых компьютерных программ.
Не хватает организаторов – сейчас нужен куратор для школьников из детдомов, но пока его нет.
- Почему младшие школьники едут на ваши олимпиады – ведь они еще не могут использовать результаты для поступления в вуз?
- Наверное, им просто нравится участвовать в интеллектуальных соревнованиях. От финалистов мы иногда получаем настоящие шедевры – эссе в стихах по истории, по литературе... Видно, что они любят свой предмет, ребенком движет чистый интерес к той или иной науке.
Участие поощряется: выдаются медали, дипломы международного образца, значки, подарки. Но интерес вызывает даже не приз, а сопутствующая его вручению торжественная обстановка. Так, в Уральском педагогическом университете, с которым мы сотрудничаем в Екатеринбурге, все собираются в больших «римских» аудиториях, ученые выходят в мантиях, поздравляют победителей – два года назад на награждении присутствовало 4 тысячи человек.
Главное для детей – общение. Побывать в принимающей школе всегда интересно – к примеру, в Киеве участников встречают в национальных костюмах, устраивают для них представления. Так узнается культура другой страны.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости