Рейтинг@Mail.ru
Плюс модернизация всей страны - РИА Новости, 03.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Плюс модернизация всей страны

© РИА НовостиПлюс модернизация всей страны
Плюс модернизация всей страны
Читать ria.ru в
Дзен
Как считает министр финансов Алексей Кудрин, для проведения быстрой модернизации России необходимо увеличить инвестиции в основные фонды с 8 до 14 триллионов рублей в год. Где же их взять?

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.

Как считает министр финансов Алексей Кудрин, для проведения быстрой модернизации России необходимо увеличить инвестиции в основные фонды с 8 до 14 триллионов рублей в год. Где же их взять?

Есть несколько источников финансирования. Первый - государство, которое, естественно, не в состоянии все оплатить. Второй - деньги бизнеса, который во всем мире делает это. Третий - сбережения населения (более 7,5 триллионов рублей). Наконец, зарубежные деньги. Как новые займы государства, частично рассчитанные на 30-летний срок, так и займы бизнеса и банков. Конечно, лучше всего было бы привлечь прямые иностранные инвестиции, но этот источник сократился по сравнению с докризисным временем.

Говоря о модернизации, специалисты выделяют три ее разновидности - путь «традиционной специализации», «догоняющего развития» и постиндустриального развития.

Традиционная: уделить внимание существующим отраслям, например, ТЭК или металлургии. И здесь, надо полагать, наши бизнесмены сами могли бы позаботиться о технологическом перевооружении предприятий.

Попытки «догонять» мир делались в свое время восточными «драконами», сумевшими за счет западных технологий догнать Японию и Европу. Сейчас по этому пути идет Китай. Россия могла бы присоединиться к нему, но учитывая, что Запад не всегда стремится к передаче передовых технологий, без вмешательства государства здесь не обойтись.

Наконец, самые перспективные, но и самые затратные и рискованные - проекты постиндустриального характера, такие как изобретение персонального компьютера, мобильного телефона, жидких кристаллов и прочее. И хотя у нас считают, что здесь государство должно внести главную долю, нельзя забыть, что «Силиконовая долина» США создавалась одиночками, рискующими собственными средствами. Хотя на этапе массового тиражирования новинок государство могло бы и подключиться.

Надо иметь в виду, что возможности государства ограничены объемом бюджета, который на данный момент дефицитен, и дальнейшее наращивание расходов только увеличит этот дефицит. Предлагаемые министром Кудриным меры по сокращению налогового бремени с бизнеса взамен прямой поддержки инновационных проектов даст примерно 150 миллиардов рублей в год.

Однако не следовало бы уповать исключительно на государство еще и по другим причинам. Как отмечают специалисты, государственные деньги хуже «усваиваются» в бизнес-проектах из-за неумения чиновников эффективно вкладывать деньги и высокой коррупционности, которая удорожает проекты. Ежегодно даже небольшие средства Инвестфонда остаются невостребованными. С другой стороны, если мы говорим о бюджетных деньгах, то основное их назначение - обеспечение социальных обязательств правительства, то есть пенсии и стипендии, содержание армии и других силовиков, оплата бюджетников, в число коих входят не только чиновники, но и врачи, учителя, воспитатели детских садов, ученые, судьи. И вся эта сфера нуждается в модернизации ничуть не менее производства. А, может быть, и в большей степени. Не случайно на повестку дня вышла реорганизация МВД, а реформу судейства Медведев назвал главной задачей на ближайшее время.

Наиболее точно цель модернизации этого сектора определили в Минфине, обозначая, что власть должна быть не только органом управления, но органом, оказывающем услуги населению. Милиция должна охранять и защищать, врачи - лечить, учителя - учить, местные власти - гарантировать права. Но разве сейчас не происходит этого? Да, только, как заявляют все чаще и чаще, делается это, мягко выражаясь, ниже стандарта. А где стандарты? Как оценивать труд врача и отрасли в целом? Разве государство заинтересовано в увеличении количества больных, выделяя все больше средств на здравоохранение? Очевидно, нужно ориентироваться на мнение потребителя, а для этого - сделать работу бюджетных организаций, властных органов более прозрачной. Об этом говорили давно и много, но подвижек не наблюдалось.

Предложенные Минфином проект правительственной «Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» использует для стимулирования перемен самое главное оружие - деньги. Основная суть предложений - финансировать не ведомства, а оказание государственных услуг, то есть деньги чиновникам предлагается выделять не по запросу, а по результатам их деятельности. Если сейчас каждое ведомство ежегодно составляет смету, а Минфин ищет под нее деньги, то теперь выдавать их будут на основе чиновничьего бизнес-плана, который будет основан на количестве оказываемых им услуг. Претендентам придется доказывать обоснованность запросов, а представители Минфина и аудиторы уточнят, как были использованы предоставленные ранее средства. Коснется это и самого коррупционного на сегодня сектора использования госсредств - системы государственных закупок.

Представляя проект программы в экспертном экономическом клубе РИА Новости, директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексей Лавров уточнил, что распределение денег будет производиться прежде всего на основе долгосрочных целевых программ с ясно обозначенной целью затрат, описанием последовательности мер, направленных на достижение цели, уточнением затрат по отдельным мероприятиям и пр. На возражения, что нельзя всю деятельность «загнать» в программы, ответил, что вполне возможно, что нельзя тупо наращивать расходы без обоснования и главное - без обозначения конечной цели. Как отметил руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич, программа очень амбициозна и даже революционна, так как меняется принцип финансирования: сейчас финансируется деятельность учреждений, а будут финансироваться услуги. «Правда, сколь ни была бы масштабна эта реформа, она задает лишь вектор, - считает Гурвич. - Результата не будет, пока двигаться к цели будет только Минфин».

Имелось в виду, что есть в программе и некое противоречие - усиление контроля за расходами плохо сочетается с усилением самостоятельности и расширением прав чиновников на местах. В этом смысле предполагаемая реформа потребует и другой - реформы кадров, поиска настоящих топ-менеджеров, которые могли бы избежать коррупции и эффективно использовать предоставляемые средства. Тогда и проблемы модернизации экономики будут решаться быстрее.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала