Антон Чехов – одно из нескольких русских имен, известных во всем мире. Почему именно этот тихий, больной туберкулезом доктор, автор коротких рассказов и нескольких пьес стал великим русским писателем, одним из родоначальников современной литературы? Актуален ли он в сегодняшней России? Каково быть литератором после Чехова? Об этом – и о неуловимости чеховской личности – рассказала в интервью РИА Новости литератор, главный редактор литературного журнала Камертон.ру Светлана Замлелова. Беседовал главный редактор RussiaProfile.org Андрей Золотов.
- 29 января исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Чехова. Русского писателя и врача, одного из нескольких человек, имя которого известно всему миру. Светлана, Вы современный русский автор, литератор. Что для Вас Чехов? Он Вам помогает жить, мешает жить? Это какая-то реальность в Вашем собственном творчестве?
- Безусловно! Как некогда было сказано, что все мы вышли из «Шинели» Гоголя, то я думаю, что многие из современных литераторов могут то же самое сказать и о Чехове. Так или иначе, школу Чехова проходили все. Чехов ведь не просто большой писатель, это новатор, это революционер в литературе. Это принципиально новый стиль, принципиально новый подход к написанию рассказа и вообще прозы. Как сложился этот стиль? Мы знаем, что Чехов с 19 лет писал небольшие рассказы для сатирических журналов и рамки этих журналов как раз и заставляли его формировать новый подход к написанию заметок и сценок. То есть в принципиально маленький размер нужно было уложить принципиально большой объем. Отсюда появился знаменитый чеховский стиль, знаменитая краткость, эта деталь, тонкий и очень сконцентрированный юмор. И все это стало своеобразной школой для последующего Чехова. Он сложился в этих сатирических журналах. И я думаю, эта школа не помешала бы никому.
- Школа журналистики!
- Да, и не просто журналистики, написание статей и так далее, а способность и возможность умещать, вложить огромный смысл в маленький объем. Думаю, такая школа нужна всем, кто пишет.
- А не страшно, что вот был Чехов, великий писатель, а теперь пишите Вы?
- Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом – это во-первых. А во-вторых, конечно же, нужно ставить планку. Конечно, был Чехов, но ведь когда был Чехов, он тоже говорил, что есть Толстой и был Достоевский. Так что, конечно, всегда кто-то будет выше, кто-то будет примером.
- Вы сейчас назвали эти три имени – Толстой, Достоевский и Чехов. Именно эта троица из всего обилия, богатства русской культуры, наиболее известна за рубежами России, за пределами употребления русского языка. И Чехов, по крайне мере в англо-саксонском мире, стоит на совершенно особом месте. Для театральной культуры США Чехов – вершина. Чехова играют все, везде, на нем учатся. Есть уже даже американские пьесы, написанные о Чехове. Мне попалась такая пьеса – «Чехов в Ялте», такой фарс о жизни Чехова в Крыму. С чем это связано? Почему именно Чехов, наряду с Толстым и Достоевским? Почему он – такая икона для искусства 20 века?
Антон Павлович Чехов. Фотографии разных лет >>
Подробнее о биографии Антона Павловича Чехова >>
- Я думаю, что Чехов – это переворот в литературе. И я думаю, что для западной литературы это такой же этап, как и для русской литературы. Когда появился Чехов, когда о нем узнали на Западе, и там все начали писать иначе. Начиная с Чехова, началась и новая эпоха для драмы, новая эпоха для литературы, для прозы, для рассказа.
- И «поток сознания» тоже, считается, начался с Чехова. Джойс считал, что он «вышел из Чехова». То есть это в каком-то смысле один из родоначальников модерна в литературе.
- Безусловно. И то, что сделал Чехов, это живо и актуально сейчас. Эти приемы, этот подход, эти наработки – это все существует в современной литературе – на Западе и у нас.
- Конечно, наверное, успех Станиславского и школы Станиславского, известность метода Станиславского, также способствовала популярности Чехова. Да и с переводчиками ему, наверное, повезло. Это ведь тоже очень важно.
- Ну, тут, конечно, наверное, есть какой-то элемент везения, как и везде. Когда человеку сопутствует успех, тут не только дарование всегда играет роль, потому что бывает и так, что человек одаренный остается в тени, но и есть все же какой-то процент успеха, везения.
Герои пьес Чехова на сцене от первых постановок до наших дней >>
Кадры из фильмов, снятых по произведениям Чехова >>
- Ну и проза лучше путешествует через языковые барьеры, чем поэзия.
- Да, Вы знаете, надо сказать, что поэзии так много везде, что проза в принципе как-то интереснее, более востребована и, действительно, ее легче перевести, чем поэзию.
- А для современного российского общества Чехов - это прошлое или это сегодняшний день? Актуален ли сегодня Чехов для наших сограждан?
- Вы знаете, он актуален как никогда! Мне кажется, он даже более актуален, чем был в свое время.
- Почему?
- Вы знаете, во-первых, что такое герои Чехова? Ведь в какой-то момент появляется разочарованный персонаж, например Иванов, это «Скучная история», целый ряд пьес и рассказов… Повесть «Три года», повесть «Моя жизнь». На сцену выходит персонаж, который был до какого-то момента воодушевлен, был ведом идеей и в какой-то момент он остывает к этой идее и отказывается от принципов, и ничего, кроме разочарований и пустоты, у него не остается. Разве это не наш современник? Вспомните, 20 лет назад – за это время, правда, выросло целое поколение – но, сколько было тогда воодушевления, сколько было шума, мы все ждали перемен. Прошло какое-то время, и все это ушло. Осталось разочарование, апатия, человек остался наедине с собой и ничего, кроме, как это говорил Чехов, «животного счастья» не осталось.
- Но живые люди!
- Но люди живые, да. Человек не может жить без цели. И Чехов, кстати, писал «без высшего смысла, без идеи, без цели, человек не может существовать». Это очень актуально. В советские времена был высший смысл, сейчас он отсутствует, он утрачен. Человек существует постольку поскольку. Поскольку нужно зарабатывать деньги и кормить себя и семью. Это не может быть высшим смыслом. Это определенного рода деградация и разочарование.
- Чехов был чужд всякому пафосу, каким-то революционным лозунгам. И как личность, Чехов вполне мог бы вписаться в современную Россию.
- Да, конечно. Заметьте, фигура Чехова основана на противоречии. И в творчестве это противоречие ощущается. Он в одно и то же время и очень закрыт для мира и одновременно включен в этот мир. Это чувствуется во всех его произведениях и проходит красной нитью через все его рассказы и повести. Это его личная особенность.
- И в этом и его загадочность. С одной стороны такая точность языка, точность образов, в то же время сама личность Чехова она не очень уловима.
- В воспоминаниях очень многие о нем оставляли такие примеры, когда кто-то начинал восхвалять его произведения, а он переводил разговор и говорил, например: «А вот селедочка, где Вы покупаете такую селедочку?». Он намеренно снижал пафос таким образом. Это тоже было его характерной чертой.
К 150-летнему юбилею Антона Павловича Чехова РИА Новости подготовило 100-дневный проект «Чехов-2010», где мы постараемся интересно и полно рассказать о жизни великого писателя и напомним некоторые из его прекрасных произведений.