Технология единого госэкзамена продолжает совершенствоваться. В этом году из ЕГЭ по математике исключены задачи с выбором ответа. Кроме того, открыт банк задач, из которого будут формироваться задания для экзамена. О том, какой должна быть проверка знаний по математике РИА Новости рассказал доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Юрий Нестеренко.
- Юрий Валентинович, у ЕГЭ по математике много сторонников и много противников. На чьей вы стороне?
- ЕГЭ в существующей форме дает лишь поверхностный контроль математической подготовки школьников. Наверное, такой уровень достаточен для менеджеров, артистов, домохозяек и приемлем в других необходимых и важных сферах человеческой деятельности, исключая инженерную. Слово инженер происходит от латинского ingeniosus - изобретательный, находчивый, искусный, даровитый, талантливый, а все эти качества оставлены вне контроля ЕГЭ. И уж, конечно, нельзя по результатам ЕГЭ судить о качестве преподавания математики в конкретной школе.
ЕГЭ выполняет две разнородные и противоречивые функции. Он служит для оценки уровня знаний выпускников средних школ и одновременно для «сортировки» поступающих в вузы и упорядочения процесса поступления. Выпускной экзамен теперь сопровождается репетиторством, апелляциями, конфликтными комиссиями, подделкой результатов и прочими явлениями, совершенно не свойственными ему ранее. Это, разумеется, не способствует объективной оценке знаний школьников. С другой стороны, вузы не в состоянии влиять на качество набора новых студентов, а из-за подделки и шкалирования результатов ЕГЭ они не знают истинных возможностей зачисляемых.
- С учетом ЕГЭ, в том числе по математике, существенно снизилась нагрузка на выпускников, ведь теперь не нужно сдавать экзамены дважды - при окончании школы и при поступлении в вуз.
- Это относится не к выпускникам, а к абитуриентам, бывшим школьникам, желающим получить нечто дополнительное - высшее образование. Учеба – труд, и труд тяжелый. Только преодолевая препятствия можно чему-нибудь научиться. Мысли банальные, но исчезнувшие за последнее время из нашего общественного сознания. Школьником я сдавал переводные экзамены из класса в класс каждый год. И это не воспринималось как трагедия. А в Испании и сейчас сдают восемь выпускных экзаменов в школе и еще восемь вступительных в университеты.
- ЕГЭ дал возможность выпускникам участвовать в конкурсе в любые вузы независимо от их места жительства...
- Этот довод имел смысл в условиях 90-х, когда проезд стоил очень дорого по сравнению с семейными доходами, а транспортные льготы школьникам отсутствовали. Общежития МГУ до отказа заполнены студентами из российской глубинки. Увеличится площадь общежитий - увеличится и прием иногородних студентов. С 1964 года действует заочная математическая школа при МГУ, через нее прошли сотни тысяч школьников, многие из них стали студентами. Такие же школы есть при других вузах. Интернет дает возможность для непосредственных контактов преподавателей вузов и школьников, живущих далеко от центра. ЕГЭ лишь одна и не самая существенная из форм помощи талантливым детям из глубинки в получении высшего образования.
- Есть мнение, что ЕГЭ дает объективную картину уровня знаний школьников, их готовности к дальнейшей учебе в вузах.
- С этим утверждением я согласен, если, конечно, понимать ограниченность, как теперь говорят, метода измерения и не обращать внимания на искажение результатов. ЕГЭ показал крайне низкий уровень математической подготовки большинства выпускников наших школ.
- Как, по-вашему, должен выглядеть экзамен по математике?
- Мне кажется, следует разделить ЕГЭ на два экзамена, вернувшись в школах к традиционному выпускному госэкзамену по математике, проверяющему способности мыслить и излагать доказательства. Такой экзамен, пусть его для объективности результата втайне от учителей и школьников готовит независимая комиссия Минобрнауки РФ, поднимет уровень образования. Нужно разрешить вузам проводить по их желанию вступительные экзамены и учитывать при приеме как результаты этих экзаменов, так и государственного выпускного. Вузы сами заинтересованы в том, чтобы к ним пришли студенты, способные освоить учебную программу. Для обеспечения объективности можно и эти экзамены поручить независимой комиссии Минобрнауки. Нужно только, чтобы комиссия готовила несколько вариантов заданий разной сложности. Ведь учебные программы, а значит, и требования к математической подготовке выпускников школ в разных вузах различны.
Если есть желание и средства, можно сохранить и простейшую форму - тестовый контроль успеваемости. Но надо прекратить натаскивание на фиксированные типы задач. В 2010 году, мне кажется, сделаны шаги в правильном направлении: исключены из ЕГЭ задачи с выбором ответа и открыт банк задач, из которого будут формироваться задания для экзамена. Следует сделать этот банк шире в содержательном плане и исключить повторения на идейном уровне. Математической подготовкой выпускников должна заниматься школа.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости