Известная фраза «Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет» звучит не слишком актуально в отношении современных образовательных учреждений. О нынешнем состоянии и перспективах развития школьных библиотек в интервью РИА Новости рассказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова.
- Татьяна Дмитриевна, как вы оцениваете состояние нынешних школьных библиотек в России?
- Российские школьные библиотеки сейчас находятся в состоянии системного кризиса. Главные болевые точки нашего профессионального поля – это, прежде всего, кадровый кризис и кризис библиотечных фондов. Изношенность фондов в настоящее время составляет 69% в городских школах и 90% в сельских. Библиотекари жалуются: в школах держат и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Печально, что изношенность в такой степени затронула неучебную литературу. В России всегда было стыдно учиться только по учебникам, школьники много читали, поэтому и качество образования было достаточно высоким. Библиотека не должна превращаться в простой склад учебников.
Низкая зарплата школьных библиотекарей, сплошной перевод их на половину и четверть ставки, ветхость фондов – эти факторы в сочетании ставят под угрозу само существование не только нашей профессии, но и важного социального института детства. Однако еще не пройдена «точка невозврата», когда ситуация станет необратимой и выйдет из-под контроля. В наших силах изменить ее к лучшему. Действовать надо немедленно, пока среди библиотекарей есть ядро профессионалов, готовых к инновациям, но это уходящее поколение.
- Каковы функции школьной библиотеки?
- Уникальность школьной библиотеки – в ее многофункциональности, которая складывалась в России еще с 18 века. И сегодня такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.
Школьная библиотека – это, прежде всего, учебная библиотека, она обеспечивает информацией и документами учебный процесс; также она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив, и публичной, предоставляя учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, поддерживая внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день. В течение же последних 15 лет наблюдаются попытки сузить эти функции только до учебной.
- Что необходимо сделать на федеральном уровне для укрепления библиотек в школах?
- Необходимо инвестировать в них серьезные средства. Наша задача сейчас – лоббировать концепцию развития библиотек общеобразовательных учреждений в правительстве для запуска федеральной целевой программы «Школьная библиотека».
К примеру, в Южной Корее правительством были выделены огромные деньги на переоснащение школьных библиотек и сплошную переподготовку школьных библиотекарей в библиотекарей-педагогов. И результат – лучшие показатели южнокорейских школьников в международном тестировании PISA (Programme for International Students Assessment) по качеству чтения, а индекс ПИЗА – это, прежде всего, индекс качества мышления.
Необходимо расширять контекст, в котором воспринимаются сегодня школьные библиотеки и их специалисты. Во всем мире библиотечная профессия относится сейчас к числу не обслуживающих, а творческих, связанных с нелинейным и синтетическим мышлением. Школьная библиотека должна быть «кабинетом №1» (так называл ее Виктор Сухомлинский), надпредметным кабинетом, где школьники получают целостную картину мира, используя имеющиеся носители информации.
Наши библиотекари в сложных условиях отвечают всем запросам времени. Пример тому – всероссийский Интернет-семинар по тематике сетевых блогов. Его участники в нерабочее время занимались изучением социальных сетей, чтобы быть квалифицированными помощниками старшеклассникам.
- Предпринимаются ли сейчас какие-то системные меры в регионах для улучшения ситуации?
- Интересная работа в этом направлении идет в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Свердловской, Липецкой и других областях. Здесь инновационно работают не отдельные библиотеки, а вся система. Там, где школы получают гранты и направляют их на развитие библиотек, работа школ улучшается, они становятся победителями различных конкурсов и получают новые гранты.
- Что необходимо сделать для развития этой практики?
- Усовершенствовать правовое поле. В законе «Об образовании» упомянуты и столовые, и транспорт, но ни слова о библиотеках. А ведь с 18 века, с петровской эпохи библиотеки были системообразующим центром учебного заведения. Очень плохо развита материально-техническая база. Нужны читальные залы, компьютеры – учащиеся должны учиться информационному поиску. Не хватает электронных каталогов, посредством которых школьники и учителя могли бы связываться с электронными фондами крупнейших библиотек мира, чтобы найти ту или иную книгу и воспользоваться ею, если она оцифрована.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости