МОСКВА, 15 янв - РИА Новости. Ученые выявили небольшую вариацию в одном из генов ДНК мышей и человека, которая делает чувство страха и беспокойства сильнее и продолжительнее, и они полагают, что это открытие должно быть использовано психотерапевтами при лечении психических расстройств, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science.
Речь идет о гене, кодирующем особый белок, так называемый нейротрофический фактор мозга (brain-derived neurotrophic factor - BDNF), связь которого с чувством страха уже была выявлена учеными в ходе предыдущих исследований человека и животных.
Теперь ученые изучили влияние того или иного варианта этого гена на чувства беспокойства и страха, которые могут испытывать как животные, так и люди. Дело в том, что часть людей и животных несет в своей ДНК немного измененную версию гена, кодирующего этот белок, из-за которой в структуре белка в одном из участков происходит замена аминокислоты метионина на аминокислоту валин.
Такая мутация встречается примерно у 30% людей европейского типа. Теперь ученые сумели впервые показать, что эта мутация может существенным образом повлиять на то, как человек переживает беспокойство и насколько способен побороть свои страхи.
"Эта мутация не обрекает человека на жизнь в постоянном страхе, однако существенно влияет на то, как с этими страхами человек может справиться", - сказала профессор Би Джей Кейси (BJ Casey), соавтор публикации из Института психобиологии развития имени Саклера в США, слова которой приводит Science NOW.
В своих экспериментах с двумя группами животных и людей, имевших ту или иную вариацию гена BDNF, ученые под руководством Фатимы Солиман (Fatima Soliman) из Корнельского университета в США привили им чувство страха, сопровождая короткий звук или демонстрацию определенного изображения небольшим электрическим ударом. У мышей чувство страха при воспроизведении звука проявлялось в том, что животные замирали в неподвижной позе, ожидая электрического удара. У людей же наблюдалось резкое увеличение электропроводности поверхности кожи.
При этом обе группы мышей и людей проявляли свой страх одинаково, вне зависимости от того, какой вариант гена BDNF содержала их ДНК. Различия между этими двумя группами проявились позже, когда ученые начали отучать своих подопечных бояться звуков или изображений, связанных с электрошоком. Показывая людям изображения, а мышам воспроизводя звук, но без сопровождения его электрическим ударом, ученые добились того, что подопытные перестали со временем подавать признаки беспокойства, однако группы мышей и людей, имеющие в белке BDNF валин вместо метионина, переживали страх и беспокойство, связанные с проведенным экспериментом, существенно дольше, чем вторая группа.
Более того, сканирование активности мозга подопытных людей показало, что у субъектов, несущих в своей ДНК мутацию, при развитии чувства страха происходит гиперактивация определенной области головного мозга - мозжечковой миндалины, а также нарушается работа префронтальной области коры головного мозга, области, отвечающей за борьбу с ассоциациями, вызывающими страх.
По мнению ученых, их работа наглядно показала, что общепринятые психотерапевтические практики могут оказаться малоэффективными при лечении психических расстройств, связанных со страхом, у людей, которые имеют определенную мутацию в гене, кодирующем синтез белка BDNF.
Более того, эта первая работа, показавшая связь вариаций генов и нервных расстройств, наглядно демонстрирует необходимость персонификации медицинских методов в случае каждого конкретного пациента.