На Новый год ТВ нам подпортило сразу несколько сказок.
Есть три способа нанести серьезный урон волшебной небыли. Один - ее продолжить («Ирония судьбы»). Другой - просто улучшить («Золушка»). Третий - употребить ее сюжет в качестве шампура для музыкального шоу («Золотой ключик»).Третий, понятное дело, самый неприхотливый и распространенный. История приключений длинноносого мальчика предстала на телеэкране в исполнении группы мастеров шоу-бизнеса. Хотя, правильнее было бы сказать, что это герои известной сказки - от деревянного Буратино до пса Артемона - вынуждены были сыграть роли популярных шоу-бизнесменов - от Юрия Гальцева до Филиппа Киркорова.
У голубоглазой куклы Мальвины, как ни старалась она облагородить образ Ксении Собчак, ничего не получилось. Мало что получилось и у прочих кукол из труппы Карабаса Барабаса.
Рассуждая о художественных особенностях этого телесочинения к новогодней ночи, больше и сказать нечего. Есть, правда еще одна заметная подробность. Это «картинка», героем которой стал ослепительный господин Ландрин.
Но, как ни впечатляет «Золотой ключик» своей безвкусицей, он хотя бы без претензий на некую социокультурную миссию. А вот цветная «Золушка» и продолжение «Иронии судьбы» - они с претензией. Они с горделивой амбицией стать новым словом по части художественности.
Трансформация черно-белой «Золушки» в цветную проделана, как нам объясняют со всех сторон, с благородной целью: вдохнуть вторую жизнь в постаревший фильм, породнить с ним нынешних детишек, да и ту взрослую часть аудитории, для которой кино, что не в цвете - уже не кино.
Тут и такое лыко в строку: когда в далеком 1946-ом году картина запускалась в производство, то из-за дефицита цветной пленки режиссеру Надежде Кошеверовой и оператору Евгению Шапиро пришлось довольствоваться черно-белой. И потому, мол, чтобы осуществить некогда задуманное авторами, грех не воспользоваться технологической возможностью, коли она сегодня в нашем распоряжении.
По логике вещей, тогда можно было бы раскрасить и фильмы Чаплина, а заодно их и озвучить - там же герои раскрывают рты и, кроме того, на экране писаны титры… В чем проблема?
Проблема в том, что раскрашивать фильм - не то, что снимать его в цвете. Тут такая же дистанция, как между маляром и рисовальщиком.
Хорошее черно-белое кино - это всегда изысканное цветное кино. Таковым и является черно-белая «Золушка», снятая замечательным мастером светописи, оператором Евгением Шапиро.
Накрашенная «Золушка» вновь оживила прошлогоднюю дискуссию, вызванную раскраской «Семнадцати мгновений». Тогда было много возражений против разноцветной одежки черно-белых картин,.. Сейчас, с новым опытом - больше позитивных откликов. И не только потому, что на сей раз раскраска исполнена более мастерски. Потому, скорее всего, что это - сказка, что это - жанр, который сам по себе требует щедрой, радующей глаз феерии красок.
Не спорю, любимая сказка моего детства, как, впрочем, и всех последующих этапов моей жизни, расцвечена деликатно, со всем уважением к оригиналу. Но что-то неуловимое, неосязаемое потеряно.
Лакокрасочное покрытие «Штирлициады» мне было лично без разницы. Там операторская работа не настолько тонка и художественно оригинальна, чтобы сокрушаться по поводу ее радикального видоизменения. С точки зрения операторской культуры, «Мгновения» - посредственное кино. А в черно-белой «Золушке» мы могли видеть искусную работу светом. Оператор потратил уйму профессиональной изобретательности, уйму таланта и создал акварельную композицию. И вот теперь ее сделали «картинкой в масле», между прочим, нарушив авторское право создателя изобразительной составляющей художественного произведения.
Между прочим, нарушив и зрительское право видеть картину такой, какой она была создана авторами.
Конечно, старое черно-белое кино нуждается в реставрации, но не в улучшении, не в размалевке. Можно было бы ограничиться отцифровкой состарившейся и одряхлевшей ленты, как это и было сделано с фильмами Чарли Чаплина.
Говорят, что большей части зрительской аудитории не до тонкостей «светоносной партитуры» фильма, что это, мол, радость исключительно для кинокритиков.
На это стоит заметить, что изобразительная, как и музыкальная, сторона произведения в значительной степени воздействует на подсознание зрителя. Именно там, в подкорке, формируются образы тех ценностей, что выношены автором. Попробуйте, отнимите у гаринского Короля гаринские интонации. Доброта этого героя останется, а трогательное обаяние доброты улетучится. Это ведь потеря…
Трогательное обаяние черно-белой «Золушки» в цвете, если не совсем пропало, то сильно подсократилось.
Утешительно хотя бы, что есть и отцифрованный черно-белый вариант сказки, которая, по замечанию Евгения Шварца, «понятна даже взрослым».
Несколько хуже, на мой взгляд, обстоит дело с киносказкой «Ирония судьбы». Она на психологическом уровне безнадежно дискредитирована тем «Продолжением», которое придумали режиссер Тимур Бекмамбетов и многочисленные авторы сценария. И загвоздка не в том, хорошо или плохо оно сделано.
Шварцевский Король перед тем, как попрощаться со зрителями, успел тезисно набросать сценарий Продолжения «Золушки»: «И знаете, друзья мои, мальчик-паж тоже, в конце концов, доберется до полного счастья. У Принца родится дочь, вылитая Золушка. И мальчик в свое время влюбится в нее. И я с удовольствием выдам за мальчугана за свою внучку».
Слава богу, никто не рискнул реализовать этот замысел. Уж слишком было бы тяжко увидеть постаревшую принцессу Золушку, обрюзгшего Принца и совсем старенького Короля пусть и не на первых ролях.
Не на первых ролях в новой «Иронии» Женя Лукашин, Надя Шевелева, Ипполит, другие персонажи старой «Иронии». Не в этом жалость. Жалость в том, что они - жалкие. Что они смотрятся бедными родственниками своих преуспевающих детей. Лукашин вообще выглядит зашившимся алкоголиком. Прекрасная золушка Барбара Брыльска напоминает номенклатурную матрону.
Сказочные герои не должны стареть, матереть… А как начинают стареть и матереть, тут и сказке конец. Это вовремя сообразила актриса Лия Ахеджакова и отказалась от участия в «Продолжении».
Из всей затеи с «Продолжением» вышел неплохой бизнес-проект, но его художественный эффект, можно сказать, «около ноля».
…Теперь у наших сограждан помимо двух новогодних традиций, сходить 31-го декабря в баню и за пару часов до боя курантов посмаковать киносказку «Ирония судьбы», возможно, появится и третья - на следующий день после встречи Нового года посмотреть новую «Иронию», которая, если не убила, то сильно ранила старую «Иронию».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции