Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поколение созерцателей жизни вырастет в РФ без уроков труда. Мнение

Чем полезны уроки труда детям и к чему может привести их отсутствие в школьной программе, в интервью РИА Новости рассказал директор Центра образования № 293, учитель технологии, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Александр Глозман.

Чем полезны уроки труда детям и к чему может привести их отсутствие в школьной программе, в интервью РИА Новости рассказал директор Центра образования № 293, учитель технологии, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Александр Глозман.

- Александр Евгеньевич, зачем школьнику уроки труда, или, по-современному, технологии?

- Ребята должны получать опыт реальной созидательной деятельности, что будет способствовать их последующему профессиональному самоопределению, но не только. Затрагивая вопросы ведения домашнего хозяйства и подчеркивая особые роли мужчины и женщины в этом процессе, уроки труда способствуют формированию мужеского и женского начала в мальчиках и девочках, что особенно важно сегодня, когда более 30% семей неполные, а вопросами воспитания мальчиков занимаются мамы и бабушки.

Воспитательная значимость школьных предметов, в процессе освоения которых ребенок учится делать что-то самостоятельно, состоит в том, что он превращается из потребителя готовых знаний, неспособного применить их в конкретной практической ситуации, в «человека умелого». Еще совсем недавно сила мужчины проявлялась не только в его физических качествах, но в добротности его хозяйства, сноровке. А сегодня поколение созерцателей с увлечением наблюдает за чудесами строительства и ремонта с телеэкрана и при этом неспособно создать что-то свое.

- Технология как дисциплина не включена в фундаментальное ядро общего образования, а уроки по этому предмету заканчиваются в 7-м классе. Как, на Ваш взгляд должен быть организован предмет технологии в школе?

- Он должен отражать изменения в обществе и сосредоточиться на учебном проектировании, которое научит ребят решать задачи окружающего мира. Причем важно, чтобы в школах были не только уроки технологии, но и дополнительное образование технологической направленности. Это могут быть кружки по техническому творчеству, художественным ремеслам, информатике, авиа- и судомоделированию. Могут даже создаваться профильные классы: информационно-технологические, художественно-технологические, физико-технические.

- В чем заключается методика проектирования?

- Учащиеся включаются в проектную деятельность начиная от разработки идеи до ее воплощения. То есть, они овладевают не только навыками обработки материалов, но и приобретают опыт создания новых изделий: разрабатывают эскизы, конструируют и моделируют, создают образцы, учатся делать презентации своих проектов: предметов быта, технических устройств, одежды, элементов интерьера. Они проявляют творчество, изобретательность, смелость мышления, и важен здесь не только конечный результат, но и сам процесс.

Чем старше ребята, тем уровень самостоятельности выше. Если в 5-6 классах они занимаются поиском путей решения задач, сформулированных поставленных учителем, то, становясь старше, учатся видеть проблемы окружающего мира и искать пути их решения. Это область для применения смежных знаний с разной степенью аналитической деятельности в зависимости от специфики класса. Если это физико-технический класс, то в большей степени направленность проектов должна быть по электротехнике, радиоэлектронике, автоматике. Если гуманитарный, им по силам проекты информационно-технологической направленности: создание школьной газеты, производство социальной рекламы и так далее. Главное – дать детям возможность фантазировать и показать, как можно грамотно и технично реализовать идеи, развить вкус к творчеству, научить ценить вещь, сделанную своими руками и руками товарищей.

- Сегодня предмет не является обязательным. Но почему его не ввести в отдельных школах, что мешает?

- Технология - предмет особенный, ему требуется материально-техническая база. Дело это затратное и хлопотное, особенно с учетом того, что на сегодняшний день отсутствует индустрия производства оборудования для школьных мастерских. Оснащение школ расходными материалами, как всегда, ложится на плечи учителей технологии и администрации школ. Договоры на обслуживание станочного парка не заключаются. Не выпускается современных конструкторов, не снимается фильмов о современных технологических процессах и производствах. Наверное, в такой ситуации действительно проще закрыть «проблемную» область и пойти по пути виртуального изучения предмета с использованием современных компьютерных технологий. Я совсем не против информационно-компьютерных технологий, но при условии, что они способствуют решению конкретных технологических задач.

- Какие шаги, на ваш взгляд, должны быть предприняты, чтобы возродилось внимание к предмету со стороны государства и общества?

- Два года назад инициативная группа учителей технологии и преподавателей вузов встречалась с министром образования и науки по вопросу судьбы этого предмета в школе, но нам сказали, что, при всей значимости таких уроков для развития школьников, к сожалению, денег на реконструкцию материально-технической базы нет. Но, тем не менее, целевая программа развития образовательной области «Технология», которая включала бы комплекс мер по подготовке и переподготовки кадров, созданию нового учебного оборудования, разработке цифровых ресурсов, оснащению школ современными инструментами и материалами, необходима. Я уверен, ее поддержало бы и бизнес-сообщество, и региональные власти, заинтересованные в притоке кадров в реальный сектор экономики.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала