В октябре в Госдуму был внесен законопроект, в соответствии с которым статус учебных заведений среднего профобразования для детей с выдающимися способностями в области музыки, хореографии и изобразительного искусства получат некоторые школы искусств. В их числе – Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных. О том, как эта мера повлияет на художественное образование, и какова специфика работы с одаренными детьми РИА Новости рассказал директор школы, заслуженный артист РФ Михаил Хохлов.
- Михаил Сергеевич, расскажите, в чем специфика обучения музыкально одаренных детей?
- Специфика работы с одаренными детьми заключается в комплексном подходе к их воспитанию. Если говорить о музыке, то это не только обучение определенным навыкам владения инструментом и нотной грамоте. Игра, к примеру, на фортепиано предполагает еще и умение анализировать музыкальное произведение с точки зрения точности его исполнения и понимания образного содержания.
Необходимо учить детей чувствовать музыку, сопереживать ей. И делать это необходимо с самого раннего возраста, потому что это не те умения, которые можно приобрести в сжатые сроки.
Музыка – это наука, имеющая свою теорию, свои законы, однако нельзя уложить их знание в определенный набор и тем самым решить, что получено музыкальное образование. Наша многолетняя практика показала: чем раньше начинает ребенок учиться музыке, тем больше надежды на то, что мы получим профессионала, подготовленного к дальнейшей работе в этой области.
Методика работы с одаренными детьми - а ей уже около 100 лет - демонстрирует эффективность такого подхода. Все наши выпускники поступают в лучшие музыкальные вузы России и мира. Если в обычной районной музыкальной школе дети начинают заниматься с семи лет, то у нас - с пяти, и потому к семи годам они играют уже на уровне 3-4 класса обычной музыкальной школы, и со временем этот «разрыв» лишь увеличивается, за счет интенсификации обучения. К тому же надо учитывать, что в такие школы дети попадают в результате тщательного отбора, и конкурсная система распространяется на весь период обучения.
Многие выпускники обычных музыкальных школ также поступают в училища, а потом в вузы, недооценивать работу которых тоже нельзя. Но положение таких школ сейчас бедственное.
- Чем это вызвано?
- В первую очередь, тем, что по музыкальным школам очень сильно ударил переход их под управление ведомств, которые занимаются образованием в регионах, и, следовательно, в ведение муниципалитетов. Это привело к ощутимому сокращению финансирования, которое и без того было далеко не лучшим.
Школам не хватает помещений, и часто их выселяют из тех, которые они занимают. Плюс ко всему сокращается приток новых учеников. По сравнению с 2001 годом, ежегодный набор в музыкальные школы по стране снизился в среднем на одну тысячу человек. А система «школа – училище – вуз» может эффективно работать, только если каждая ступень образования обеспечивает приток учащихся.
- Поможет ли справиться с проблемами новый законопроект?
- Он поможет тем образовательным учреждениям, которые получат новый статус, войти в правовое пространство. Ведь по действующему закону «Об образовании» музыкальные школы для одаренных детей подпадают под категорию «нетиповых учебных заведений», а это определение в законе никак не расшифровывается.
В результате аккредитацию и лицензирование таких школ проводят по шаблонам, которые разработаны для школ типовых, что в корне неправильно. Также этот законопроект при принятии его Госдумой, на мой взгляд, улучшит закон «Об образовании», позволит снять существующие «накладки» в сфере художественного образования и рассчитывать на увеличение господдержки.
- Насколько эти меры изменят будущее образования в сфере культуры и искусства? Станет ли оно, как принято было говорить, светлым?
- Российская система образования в сфере культуры и искусства давала прекрасные результаты, позволяющие говорить о ее конкурентоспособности в мире. Мало того, она признана одной из лучших. Однако до принятия Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы само будущее музыкального образования стояло под вопросом.
Концепция как раз вытащила на свет божий специфику и особенности российского художественного образования и существующие правовые недоработки, которые угрожают свести достижения отечественной художественной школы «на нет». Поэтому о развитии образования в сфере культуры и искусства пока говорить рано. Сейчас необходимо его сохранить.
Музыкальное образование в России на сегодняшний день – это не только взращивание музыкантов до уровня Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса в школах для одаренных детей, это забота и о самых простых школах искусств, в которых дети учатся слушать, видеть и чувствовать прекрасное. Стоит пойти, как мне кажется, дальше и не ограничиваться поддержкой музыкальных и художественных школ, куда поступают единицы, а развивать художественное воспитание молодежи в общеобразовательных школах.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости