В послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев заявил, что систему педагогического образования ждет серьезная модернизация. Предстоящие изменения в интервью РИА Новости комментирует ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин.
- Эдуард Михайлович, почему, на ваш взгляд, глава государства в своем послании уделил внимание проблеме подготовки учителей?
- Прошлогоднее послание президента Федеральному собранию было посвящено концепции «Наша новая школа» - то есть школе, которая должна отвечать требованиям изменившейся жизни. А появление новой школы невозможно без нового учителя.
За последние 20 лет в школе многое изменилось. Появились частные школы, лицеи и гимназии. Колоссальное влияние оказали на нее информационные технологи, единый госэкзамен (ЕГЭ). Вместо одного учебника по предмету, как в советское время, сегодня их предлагается семь-десять.
Школа стремительно меняется, а в педобразовании при этом ничего не происходит. И это привело в тупик: только 4% выпускников педвузов идут сейчас в школы.
Отсутствие дефицита учителей в школах и возмущение педагогической отраслью за «недопоставку» кадров обусловлено только демографической ситуацией и миграцией русскоязычных педкадров из ближнего зарубежья в русские школы.
- Чем плоха современная система педобразования? Каких знаний не хватает учителям?
- Работая некоторое время в группе по подготовке изменений в педагогическом образовании, я попросил специалистов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования привести сводные данные о том, чего не умеют делать молодые учителя.
Выяснилось: не умеют они практически ничего. И это не преувеличение опытных специалистов, а адекватная оценка знаний выпускников педвузов.
Ведь почему происходит неразбериха с ЕГЭ? Если бы был системный контроль за качеством знаний, если бы учителя ежемесячно проводили контрольные измерения, то и ЕГЭ не вызывал бы таких реакций.
Выпускник педвуза не может грамотно составить тренировочные задания для подготовки школьников к ЕГЭ. Он ждет, когда задания «спустят» из Москвы.
Когда я показал ректорам вузов, что именно вынуждена компенсировать система повышения квалификации, они не могли в это поверить и назвали все клеветой. Это, на мой взгляд, свидетельствует об отсутствии самокритики в профессиональном сообществе.
- Вы являетесь членом жюри конкурса «Учитель года». Наверняка вы видите и хороших учителей…
-Да. Особенно меня впечатлили результаты этого года. Победителями стали не только лучшие учителя, это были просто другие учителя – учителя новой современной формации: они мыслят и живут по-другому, более здраво и прагматично. У них нет пустого витийства, свойственного советскому учительству - они обходятся без громких фраз. Они внятно позиционируют себя в образовании как состоявшиеся личности.
Ничего этого почти не было раньше - учителя, в основном, были хорошими исполнителями. Сейчас у многих высокий уровень общей культуры и зоркий педагогический глаз. И они умеют видеть в ребенке личность.
Эти учителя - продукт нового времени. Такими они сами себя взрастили: они много читают, упорно занимаются самообразованием, чрезвычайно любопытны.
К сожалению, во всем этом заслуг системы педагогического образования и повышения квалификации не усматривается.
- Чтобы изменить ситуацию, планируется преобразовать педвузы в базовые центры подготовки учителей или факультеты классических университетов. Действительно ли необходимо закрывать педвузы? И о каких базовых центрах идет речь?
- В 90-е годы мы стали преобразовывать все институты в университеты, не имея на то веских оснований. Это еще больше выбило систему педобразования из ситуации критичной самооценки: в педуниверситетах открывали новые специальности, и они все дальше уходили от проблем школьного образования.
У нас семь федеральных округов. Полагаю, что система педобразования в регионах должна свестись к семи крупным федеральным педагогическим вузам – базовым федеральным центрам.
Если в каких-то регионах захотят сохранить педвузы регионального подчинения, то должны взять их финансирование на себя.
- Как изменится система повышения квалификации педагогов? Предполагается, что учителя смогут проходить ее на базе лучших школ и вузов. Что это значит?
- Школа не может ждать, когда пединституты введут новые стандарты и преобразуются, она в своем развитии уйдет далеко вперед.
Убежден: оперативную «скорую» помощь школе и учителю, в первую очередь, должна оказывать система повышения квалификации. Если она «отстроится» на школьный учительский заказ, все от этого только выиграют.
Учреждения повышения квалификации педагогов (а они имеются в каждом регионе) сильны в технологиях и методиках работы с учителями, они могут выявить болевые точки и рекомендовать учителю оперативные способы профессионального лечения.
Базовыми учреждениями повышения квалификации должны стать школы - победители приоритетного национального проекта «Образование».
Вузы не могут взять на себя узко школьные методические вопросы, они должны заниматься научной переподготовкой учителей. Она у учителей сегодня «западает», а ведь в контексте профильной старшей школы без этого полная дискредитация профильного обучения.
Если не ликвидировать всех просчетов, старшая профильная школа будет лишь имитировать образование, а не давать его, готовя только к ЕГЭ, а это ломает идею, согласно которой благодаря профилю выпускникам школ было бы легче определять свою жизненную и профессиональную позицию.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости