Поддержание стабильности на рынке труда – важнейшая составная часть антикризисной программы правительства. При этом все больше внимания уделяется образовательным программам адаптации работников, в том числе находящихся под риском увольнения, к текущим и будущим потребностям рынка труда. О том, какие меры предпринимаются в Тверской области для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в интервью РИА Новости рассказал губернатор региона Дмитрий Зеленин.
- В Тверской области успешно действует региональная Программа по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году. Один из ее приоритетов – как раз опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения. С самого начала администрацией региона была поставлена задача: организовать опережающее профессиональное обучение не менее 15% работников, трудящихся в режиме неполной занятости. И эта задача выполнена. За десять месяцев 2009 года опережающее профобучение прошли почти четыре тысячи человек. Среди регионов ЦФО по численности участников опережающего обучения Тверская область уступает только Тульской, где планируется направить на опережающее обучение 8 тысяч работников предприятий, которым пришлось перейти на режим неполной занятости. В Москве, например, в опережающее обучение включена только одна тысяча человек, в Московской области – 2,9 тысячи человек.
Сегодня главная цель опережающего обучения - помочь тверским предприятиям пережить кризис, сохранить их кадровый потенциал и не допустить увольнения квалифицированных сотрудников. В начале года многие работодатели еще не имели четкого представления о перспективах посткризисного развития своих предприятий и не видели необходимости в опережающем обучении работников. В первом полугодии договоры со службой занятости на опережающее обучение персонала заключили только 24 предприятия. Сейчас их уже более сотни. Программы по опережающему обучению работают в 26 муниципальных образованиях области, то есть везде, где работники предприятий находятся под угрозой массового увольнения.
- На какие специальности упал спрос на региональном рынке труда? Какие, наоборот, считаются перспективными?
- В настоящее время банк данных вакансий Тверской области насчитывает около 10 тысяч рабочих мест. Более шести тысяч вакансий предусматривают трудоустройство на постоянную работу, остальные - это временная работа, в том числе стажировки для выпускников и общественные работы. Наиболее востребованы рабочие специальности (свыше 68% от общего числа вакансий). Нашим предприятиям нужны высококвалифицированные слесари-ремонтники, специалисты по сборке металлоконструкций, токари, монтажники, швеи, электрогазосварщики, электрики, операторы и машинисты подвижного оборудования. Кроме того, требуются водители, каменщики, кровельщики, операторы связи и почтальоны.
По-прежнему отмечается устойчивый спрос на специалистов в области торговли и сферы услуг. Лечебно-профилактическим учреждениям области нужны врачи-специалисты и средний медперсонал (медсестры, акушеры, фельдшеры), образовательным учреждениям – педагоги, детским садам – воспитатели.
Интересно, что в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности спрос на специалистов среднего звена втрое превышает предложение. Наиболее востребованы менеджеры, инспекторы в различных сферах деятельности, торговые, страховые и рекламные агенты. При этом значительно снизилось количество вакансий для инженерно-технических работников высшего и среднего уровня квалификации.
- А в каких отраслях экономики практика опережающего обучения получила наибольшее распространение?
- Все тверские работодатели, нуждавшиеся в государственной поддержке, в этом году получили возможность принять участие в программах опережающего обучения своих работников. Прежде всего, речь идет о традиционной сфере региональной экономики – машиностроении. Опережающее профессиональное обучение организовано на 26 машиностроительных предприятиях, где в нем участвует порядка двух тысяч человек, то есть почти половина общей численности работников, направленных на опережающее обучение. Кроме того, в программах опережающего обучения участвовали более 600 работников 23 предприятий строительной отрасли. В целом же такие программы используются на предприятиях всех сфер экономики: химической, полиграфической, стекольной, пищевой, ЖКХ, агропромышленного комплекса.
Замечу, что, если на первом этапе реализации Программы более 80% направленных на профессиональное обучение составляли рабочие, то сегодня работодатели все чаще стремятся к повышению квалификации инженерно-технических работников и служащих. Их доля в числе участников опережающего обучения сегодня составляет примерно 45%. Эта тенденция отражает растущую нацеленность на модернизацию предприятий, в том числе, на повышение эффективности управления производством. Поэтому у нас популярны курсы повышения квалификации ИТР в области информационных технологий, управления проектами, обеспечения безопасности на производстве, организации перевозок и безопасности на транспорте, энергосбережения.
- То есть речь идет, в том числе, о подготовке кадров для посткризисной, инновационной экономики?
- Конечно. Если в этом году в большинстве случаев опережающее обучение проводилось для сохранения сложившейся структуры рабочих мест, то в 2010 году профессиональное обучение работников специально под инновационные сферы деятельности станет в Тверской области главным направлением. Насколько мне известно, это полностью соответствует позиции правительства Российской Федерации.
Уже в этом году примерно треть работников в Тверской области проходят опережающее обучение для последующей работы на обновленных рабочих местах. Становится больше примеров опережающего обучения работников под выполнение узкоспециализированных задач в инновационных сферах. Например, нелидовское предприятие ООО «Ресурс», производящее металлоизделия и оборудование для банковских учреждений, организовало опережающее обучение персонала для работы на новом высокотехнологичном оборудовании по профессиям «наладчик-оператор лазерных установок» и «оператор-программист системы оптимального раскроя «Техтран».
- Реализуются ли на предприятиях региона программы стажировки выпускников вузов, учреждений начального и среднего профобразования? Берут ли на работу таких стажеров после прохождения практики?
- Стажировка выпускников – одно из обязательных направлений Программы мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которое обеспечивает содействие занятости выпускников, испытывающих трудности в поиске работы. Мониторинг обратившихся по поводу трудоустройства выпускников служба занятости населения проводит еженедельно, каждому их них индивидуально подбирается вариант трудоустройства.
С начала реализации программы трудоустроено 283 выпускника образовательных учреждений.
Для них, например, создаются временные рабочие места - преимущественно на хорошо зарекомендовавших себя предприятиях. Молодые специалисты имеют возможность приобрести навыки работы на производстве, умение выстраивать деловые взаимоотношения, да и просто набираются элементарного производственного опыта. При этом из средств федерального и областного бюджетов работодателю компенсируются затраты на зарплату молодому специалисту. Размер ежемесячной компенсации равен минимальному размеру оплаты труда, то есть 4330 рублей, плюс начисления на фонд оплаты труда. Многие работодатели доплачивают выпускникам из собственных средств в зависимости от объема, качества, сложности труда.
Средняя продолжительность трудоустройства на временные рабочие места - три месяца, однако многие предприятия и организации заключают дополнительные соглашения со службами занятости, продлевая период работы выпускников. Уверен, что это хорошая возможность для дальнейшего трудоустройства выпускников - уже на постоянное место работы.
- В последнее время речь идет о внедрении практики опережающего обучения как «обучения на протяжении всей жизни», то есть о непрерывном совершенствовании квалификации специалиста любого уровня в соответствии с меняющимися потребностями экономики. В связи с этим встает задача обеспечения широкого доступа людей к разнообразным образовательным ресурсам…
- Работа в этом направлении у нас ведется, и началась она не вчера. В марте 2008 года Тверской госуниверситет принял концепцию информатизации вуза, включающую внедрение ПО для дистанционного образования. На сервере учебно-методического обеспечения учебного процесса университета есть материалы по всем основным образовательным программам. В 2009 году начато внедрение виртуальной обучающей среды Moodle. Вскоре она откроет доступ к учебно-методическим материалам с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, что позволит использовать дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании жителям не только Тверской области, но и других регионов.
В Тверском техническом университете электронные обучающие материалы доступны в системе дистанционного обучения e-Learning Suite. Это курсы и наборы контрольных заданий по основам рыночного ценообразования, теории управления, материаловедению, технологии конструкционных материалов, программированию, AutoCAD, английскому языку и многим другим направлениям.
В свою очередь, Тверская государственная медицинская академия использует дистанционные технологии для профессиональной переподготовки и повышения квалификации стоматологов и врачей общей практики. На базе академии сейчас завершается создание Центра дистанционных технологий обучения. Эти технологии уже апробируются на фармацевтическом факультете ТГМА.
В заключение хочу сказать, что все учреждения профессионального образования на территории Тверской области активно включились в региональную программу снижения напряженности на рынке труда, в том числе, в части разработки и реализации программ опережающего обучения. Сейчас в их базе данных порядка 2,5 тысяч лицензионных программ практически всех уровней дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Главная проблема, которую предстоит решить – это совмещение теории с практикой. Необходимо создать условия для внедрения инновационных разработок российских ученых в структуру производства. Это касается не только адаптации обучающих программ к конкретным запросам того или иного предприятия, но и более широкого круга задач создания по-настоящему инновационной экономики.
По моему глубокому убеждению, государственные средства должны стимулировать создание обновленных рабочих мест, обеспечивающих высокую производительность труда и эффективную занятость. Реализация программ опережающего обучения работников предприятий под инновационные сферы деятельности обеспечит благоприятные условия для модернизации экономики, поможет очистить ее от неконкурентных, устаревших производств.
14:49 17.11.2009
(обновлено: 15:43 17.11.2009)
Зеленин: опережающее обучение обеспечит условия модернизации экономики
Читать ria.ru в
Поддержание стабильности на рынке труда – важнейшая составная часть антикризисной программы правительства. О том, какие меры предпринимаются в Тверской области для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в интервью РИА Новости рассказал губернатор региона Дмитрий Зеленин.