Рейтинг@Mail.ru
Трехтонная «Розетта»: путь к комете - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трехтонная «Розетта»: путь к комете

© ESO/APEX/2MASS/A. Eckart et alКометные ядра по своему составу - это первородные элементы, образовавшиеся в допланетные миллиарды лет на окраинах Солнечной системы
Кометные ядра по своему составу - это первородные элементы, образовавшиеся в допланетные миллиарды лет на окраинах Солнечной системы
Читать ria.ru в
Дзен
Космический аппарат «Розетта», созданный Европейским космическим агентством и запущенный еще пять лет назад, сегодня утром сделал с высокой орбиты «нырок» к Земле, чтобы набраться энергии гравитации. После чего аппарат направился к цели: в мае 2014 года он нагонит комету Чурюмова-Герасименко и осуществит беспрецедентную миссию - посадку на это небесное тело.

Александр Песляк, РИА Новости.

Космический аппарат «Розетта», созданный Европейским космическим агентством и запущенный еще пять лет назад, сегодня утром сделал с высокой орбиты «нырок» к Земле, чтобы набраться энергии гравитации. После чего аппарат направился к цели: через пять лет, в мае 2014 года, вблизи Юпитера он нагонит комету Чурюмова-Герасименко и осуществит беспрецедентную миссию - посадку на это небесное тело.

По словам главы миссии ЕКА в России Рене Пишеля, впервые в истории космонавтики рукотворное изделие опустится на комету, изучит ее поверхность, сделает забор грунта и передаст данные анализа на Землю. Не случайно флагманский проект ЕКА в дальнем космосе назвали в честь Розеттского обелиска, который позволил расшифровать древнеегипетский язык. Так и современные ученые хотят с помощью «Розетты» расшифровать происхождение и эволюцию Солнечной системы, а может, и проникнуть в тайну происхождения земной жизни.

Кометные ядра по своему составу - это первородные элементы, образовавшиеся в допланетные миллиарды лет на окраинах Солнечной системы. Самое главное, отмечает планетолог Александр Базилевский, что они остались неизменными. «Как палеонтолог по косточке может воссоздать образ огромного доисторического ящера, - говорит ученый, - так и геохимики, астрофизики по составу кометного вещества будут судить об исходном материале, который в течение эпох спрессовывался, раскалялся, сжимался, перемешивался, превращаясь, в частности, в земные минеральные вещества».

То есть, исследуя состав ядра кометы и ее газо-водяного хвоста, можно выяснить, из чего образовались Земля, другие планеты. «Мы считаем, - утверждает Герхард Швем, научный руководитель программы ЕКА, - что Земля прошла через период интенсивных кометных бомбардировок, но не знаем, какую роль они сыграли в образовании атмосферы, могли ли способствовать образованию столь могучих водных масс».

Проект «Розетта» отличается хитроумными баллистическими решениями. Аппарат в течение пяти лет летал вокруг Солнца, получая гравитационное ускорение: однажды - от Марса, трижды - от Земли. По словам академика Михаила Марова из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН, это гравитационное ускорение экономит бортовую энергетику и позволяет воспользоваться тем, что дано природой.

Расчеты специалистов ЕКА с использованием данных антенных станций в Австралии, США и Испании оказались столь точны, добавляет Рене Пишель, что после коррекции траектории 22 октября не потребовалось дополнительного маневра: «Пролетная трасса лишь на несколько километров отличается от расчетной».

У трехтонной «Розетты» - две функции. Прежде всего - догнать и сопровождать комету при движении к Солнцу, когда та начнет активно выделять вещество ядра, отдавая свое ледяное тело в виде кометного хвоста и станет более доступна для сбора данных. А вторая задача - посадить спускаемый аппарат и закрепиться на поверхности. Ведь само ядро небольшое, гравитация весьма слаба, и для успеха операции потребуется серьезный якорь.

Приборы «Розетты» почти два года будут отключены. Но на подлете к комете аппарат «проснется». По словам Герхарда Швема, это делается потому, что даже новейшие низкотемпературные солнечные батареи (два крыла площадью в 32 кв.м каждое) не способны дать энергию, достаточную для питания аппарата. «К счастью, у нас уже есть успешный опыт с «Джотто», также отключенным на четыре года по пути к комете Галлея», - говорит он.

Кстати, аппарату «Джотто» очень помогли существенно приблизить траекторию к цели ранее летевшие советские межпланетные станции, напоминает геохимик Базилевский. И вообще, первое кометное исследование с пролетной траектории произошло в 1986 году, когда наши автоматы «Вега-1» и «Вега-2» передали на Землю около 1500 снимков кометы Галлея и ее ядра, множество данных, в том числе о темпе испарения льдов (40 тонн в секунду).

Ученый добавляет: как только стало известно о европейском проекте, американцы сразу заторопились с проектированием и пуском нескольких легких аппаратов к кометам. Вообще Базилевский считает очень неправильным метод спешного повторения того, что уже делается. «И вот все кидаются повторять с вариациями. Это не бывает прорывом, лишь подтверждает: и мы такое можем делать. Нам не надо разбрасываться. Есть проект «Фобос-грунт», две лунные миссии и луноходный вояж. Мы хорошо умеем садиться на поверхность и привозить на Землю образцы пород. И хорошо умеем вступать в большие международные проекты».

Академик Маров согласен, что посадка зонда на комету, ее параллельное эскортирование орбитальным аппаратом в течение двух лет - это передний край современной науки. «Но самой передовой остается технология возвращения вещества. И у нас есть предложения полетов к астероидам и кометам с прямой посадкой и возвратом проб». Это гораздо эффективнее, отмечает эксперт, поскольку лабораторные исследования делаются более качественным инструментарием, могут перепроверяться, вестись параллельно разными группами ученых.

Некоторые эксперты считают, что «Розетта» - слишком амбициозный проект с ограниченным результатом при огромных рисках. Действительно, переносы старта, смена цели миссии с одной кометы на другую, 10-летний срок путешествия к цели, попутный мониторинг двух астероидов, отсутствие управления на долгий период, в том числе в самые ответственные моменты сближения с кометой и посадки зонда - все это делает программу уязвимой. Сделанные в 14 странах Европы и США грунтозаборник и гарпун-якорь, микроприборы общим весом в 21 килограмм, антенны для передачи информации на ретранслятор орбитального аппарата впоследствии все равно погибнут от солнечного термо-экстрима.

Но вести с кометы Чурюмова-Герасименко будут оценены мировым научным сообществом, помогут что-то важное понять в вопросах мироздания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала