Борис Каймаков, РИА Новости.
В Центральном доме художника в Москве открылась выставка фотографии Юрия Абрамочкина, начавшего свою карьеру фоторепортера в Агентстве печати Новости в середине 50-годов. Он продолжил ее уже в РИА Новости.
В АПН молодой репортер довольно быстро получил почетную роль «паркетного фотографа», снимая сильных мира сего. Его камера могла польстить объекту, этого требуют законы жанра. Но снимая «паркет», он видел политических актеров во всех их эмоциональных проявлениях. В истории они остаются не тогда, когда с маской радости пожимают друг другу руки, а когда маска спадает и на партнера изливается вся желчь политической страсти. Увидеть это - нужен талант, снять - профессионализм.
Фотография Н.С Хрущева и Л.И.Брежнева - абсолютно нетипичная фотография советского времени. Они еще соратники, но уже не доверяют друг другу, а потому и отводят глаза в разные стороны. И полоса на стыке аэродромных плит под ногой Брежнева, провожающего Хрущева, становится символом Рубикона, который будет скоро преодолен окончательно. Тень идущего следом Брежнева уже накрывает тень уходящего Хрущева. Мистика, но в этом и есть сила фотографии Юрия Абрамочкина, в которой детали мистики взрывают реальность.
Это особенно наглядно видно на ставшей классической фотографии военного парада на Красной площади. На нее с двух сторон заходят тягачи с ракетами на прицепах. Сам Кремль со Спасской башней, а тем более Мавзолей с толпящимися руководителями остаются серой незначительной кулисой справа. Но зато как рельефно и зримо встает прямо по курсу идущих на него тягачей Храм Василия Блаженного - последнее препятствие на пути к обрыву. Не ведает художник, что творит, но если он талантлив, то рукой его водит Бог, а не дьявол.
Юрий Абрамочкин был тогда «государственный человек», человек из ближнего круга, которого с камерой допускали к телу. И ему было позволено держать камеру наготове. Даже тогда, когда объект был не готов к съемке. Наверное, поэтому Фидель Кастро у Абрамочкина не пламенный революционер «острова зари багровой», а сидящий на ступеньках с сигарой в зубах задумчивый интеллектуал, в глазах которого можно прочитать неуверенность и сомнения. Не видел этого репортер, не видел, но доверился, как всегда, своей камере, и она не подвела.
Так же, как не подвела камера Юрия Абрамочкина, когда он снимал Андрея Сахарова. Странно, но Сахаров здесь фантастически похож на Вангу, оправа толстых роговых очков закрыла глазные впадины, левая рука поддерживает клонящуюся на бок голову. Поза смертельно усталого человека, которому уже не нужны глаза, чтобы видеть, какая дорога ведет к храму.
Я видел десятки снимков обстрела Белого дома в 1993 году. И только у Юрия Абрамочкина я увидел на фотографии нечто другое, помимо трагедии. Каким чутьем фотограф уловил, что не менее важно, чем показать горящий фронтон Белого дом на дальнем плане, дать крупным планом на этом фоне сидящих на деревьях детей и мужчин. Россия с любопытством смотрела на возможный пролог к гражданской войне. Даже в такой момент представление должно продолжаться. Урок для тех, кто видит в бунте только его бессмысленность и беспощадность. Это про тех, кто бунтует, а для основной массы - «шоу».
Но Юрий Абрамочкин не только «государственный человек», ему скучно быть всегда в тисках державной съемки. И он просит руководство тогдашнего АПН дать ему возможность снимать «народ» на просторах необъятного СССР. «Я исколесил СССР и Россию вдоль и поперек», - кто так может сказать про себя? Абрамочкин может. Его брутальный весь в наколках рыбак на Волге в момент высшего напряжения, когда тянет сети, завораживает. Здесь не рельефные мышцы гимнаста, здесь грубые камни тела человека, добывающего хлеб свой насущный в поте лица. И потому рыбак Абрамочкина, как это ни странно, эстетичнее, чем гимнаст при исполнении самого сложного элемента.
Это про него, Абрамочкина, и других звезд фотографии АПН и РИА Новости звезда политической журналистики АПН Владимир Симонов, его «золотое перо», сказал: «Фотоснимок имеет явные преимущества перед текстом, и не только потому, что лучше один раз увидеть…. Информационная емкость кадра куда выше».
Если аналитический ум политического публициста Владимира Симонова видит в фотографии «информационную емкость», то поэт Роберт Рождественский «вслушивался» в фотографии Юрия Абрамочкина. Ибо «….они наполнены живыми голосами людей, щебетом птиц, гулом машин, плеском волн, шелестом листьев… а если молчат, то молчание тоже надо слушать».
Юрий Абрамочкин в том возрасте, когда его выставки можно рассматривать как подведение итогов творчества мастера. Но сам он так не считает, ибо его творческая активность продолжается. Фотографии Абрамочкина, работающего и сегодня в жанре актуальной съемки, востребованы не только в России, но и за рубежом, где имя лауреата международной премии «Золотой глаз» на выставке «Уорлд Пресс Фото», ценят и знают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции