Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Выход из кризиса возможен только при условии построения в России новой инновационной конкурентоспособной экономики – таков лейтмотив пятничного выступления главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной на правительственном часе в Госдуме. Для достижения этой цели в стране необходимо создать массовый слой конкурентоспособных инновационных предприятий. В правительстве уверены, что рычаги для этого есть. Но независимые эксперты полагают, что заявленный инструментарий может оказаться бесполезным, если власти не решатся на проведение коренных структурных реформ.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина анонсировала комплекс мер, которые, по замыслу властей, станут стимулом для развития в стране инновационной экспортоориентированной экономики. В качестве главной меры объявлено о создании в ближайшее время Агентства по страхованию экспорта (предположительно, это будет ОАО, 100% акций которого на начальном этапе достанутся Внешэкономбанку). Подобные институты существуют во многих странах. Агентство должно обеспечить защиту от невозврата кредитов, и тем самым облегчить экспортоориентированным компаниям малого и среднего бизнеса доступ к источникам финансирования. По замыслу чиновников, до 2012 года собственные средства агентства составят $1 млрд, а общая страховая сумма превысит $7,6 млрд. При этом расчетная потребность в страховании экспортных кредитов к этому времени составит порядка $40 млрд.
Создание агентства - важная, но не единственная инициатива Минэкомразвития. По словам Эльвиры Набиуллиной, сейчас правительство прорабатывает ряд дополнительных инициатив, в частности снижение процентных ставок и увеличение доступности кредитов, меры по снижению административных барьеров, создание стимулирующей налоговой системы, развитие инфраструктуры, и комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Помимо этого, МЭР предлагает увеличить объем средств, направляемых на поддержку экспорта. Сумму в 6 млрд рублей, которая была выделена на поддержку экспортеров в текущем году, г-жа Набиуллина считает явно недостаточной.
Что ж, сомнений в необходимости перевода российской экономики на инновационные рельсы, как и в необходимости поддержки инновационных отраслей, нет. Но о каких именно инновационных отраслях ведут речь представители власти? Ответа на этот вопрос тоже нет. Между тем сегодня в РФ не так много высокотехнологичных отраслей, чья продукция может или могла бы успешно конкурировать на международном рынке – это атомная и космическая промышленность, энергетика, ВПК, возможно, авиапром. То есть это те отрасли, чья продукция была основой промышленного экспорта еще в советское время.
Напомним, в конце 80-х экспорт готовой продукции составлял порядка 25-30% от общего объема советского экспорта, в 90-х этот показатель упал до 10%. Однако рассчитывать на восстановление советских рынков было бы очень опрометчиво, ведь тогда в роли импортеров выступали страны советского блока и государства третьего мира, при этом значительная часть поставок реально не оплачивалась – политические расчеты превалировали над экономическими. Сегодня Восточная Европа переориентировались на Запад, а страны третьего мира, которые не платили прежде, не станут платить и теперь, просто, в силу собственной бедности. Иными словами, нынешние показатели экспортных поставок по перечисленным отраслям вполне отвечают современным рыночным реалиям. И многие эксперты сомневаются в том, что в ближайшее время на мировом рынке радикально, то есть в разы возрастет потребность в российском оружии, ракетоносителях или ядерных реакторах. А это значит, что ни одна из «советских» отраслей сама по себе не сможет стать локомотивом по формированию экспортоориентированной экономики.
Какие еще есть варианты? Как правило, тот, кто говорит об успехах экспортоориентированных экономик, держит в уме примеры стран Восточной и Юго-Восточной Азии – Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, КНР. Но путь, которым в разное время прошли все эти государства, для России заказан. Успех «азиатских тигров» - результат стечения целого комплекса политических и экономических факторов. После Второй мировой войны США, опасаясь распространения в Азии коммунизма, не просто поддерживали, а буквально взращивали экспортоориентированные экономики Японии, Южной Кореи и Тайваня, накачивали их деньгами, помогали продукции этих стран пробиться на западный рынок. Позже американские и европейские компании, углядев в ЮВА неисчерпаемый источник дешевой рабочей силы, начали переносить туда свои производственные площадки. По сей день Азиатско-Тихоокеанский регион, по сути, является трудовой периферией Запада.
Россия тоже играет свою роль в международной системе разделения труда. Роль эта незавидная – поставщик дешевого сырья – но она вполне устраивает наших контрагентов. А вот с промышленной продукцией Россию на мировом рынке никто не ждет, напротив, отечественным экспортерам придется столкнуться с жестким противодействием со стороны азиатских конкурентов. К сожалению, пока отечественные производители не в силах переиграть тех же китайцев даже на собственном поле, то есть на внутреннем российском рынке. Возьмем, например, рынок одежды. Свыше 80% розничных продаж приходится на экспорт, основной поставщик – Китай, главное конкурентное преимущество – низкая цена. Отраслевые эксперты подсчитали, даже если русский и китайский рабочий будут получать одинаковую зарплату, китайский ширпотреб все равно окажется дешевле, поскольку рабочий день китайца длится не восемь, а десять (а порой и двенадцать) часов.
Но в отличие от стран ЮВА, Россия обладает довольно емким внутренним рынком, который сегодня буквально заполонен импортом. Доля иностранной продукции на отечественном автомобильном рынке превышает 30%, на продовольственном рынке достигает 40%, рынок одежды, как уже говорилось, на 80% заполнен импортной продукцией, наконец, за рубежом производится 90% продаваемой в РФ бытовой техники и электроники.
После начала экономического кризиса, и последовавшей вскоре девальвации рубля, немало экспертов высказывалось в пользу того, что ослабление российской валюты даст импульс к развитию собственных импортозамещающих производств. Но положительное влияние девальвации оказалось весьма скромным – большинство отечественных предприятий работают на импортном оборудовании и используют импортные комплектующие, которые подорожали вместе с долларом и евро. Многим российским предприятиям пришлось пересмотреть планы по закупке нового оборудования и модернизации своих производств. По сути это свело на нет усилия российского правительства, которое в последние два года снижало, а то и вовсе отменяло пошлины на ввоз технологического оборудования.
Тем не менее, развитие именно импортозамещающих производств кажется многим наиболее перспективным путем перехода российской экономики на инновационный путь. Видимо это мнение разделяют и российские власти. По крайней мере, в качестве одной из возможных мер по поддержке высокотехнологичных компаний Эльвира Набиуллина назвала механизм государственных закупок, а также закупок со стороны госкорпораций и естественных монополий. К тому же некоторые успехи на поприще импортозамещения у отечественных производителей уже есть, пусть и достигнуты они не в сфере высоких технологий, а в сельском хозяйстве. Напомним, в течение последних десяти лет Россия из импортера зерна превратилась в одного из крупнейших его поставщиков на мировой рынок, а отечественные птицеводы сумели практически вытеснить иностранную продукцию с российского рынка.
Но остается главный вопрос - готово ли само государство к смене экономической модели? Заявления о необходимости отказа от сырьевой экономики звучат из уст чиновников, по крайней мере, с 2003 года. Столько же времени обсуждается и необходимый инструментарий. Еще чиновники из правительства Михаила Касьянова рассуждали о возможности направления части доходов сырьевых компаний на развитие высокотехнологичных отраслей, о субсидировании банковских кредитов для компаний, работающих в перспективных отраслях, о финансирования НИОКР и предоставления налоговых льгот экспортерам. Однако, только за период с 2004-го по 2007 год доля предприятий, занимающихся технологическими инновациями, сократилась с 10,5% до 9,4%. Для сравнения, в Германии этот показатель составляет 73%, в Ирландии 61%, в Эстонии – 47%, в Чехии – 41%.
Как уверяют многие независимые экономисты, российская экономика нуждается не просто в стимулировании технологичных отраслей, а в модернизации в самом широком смысле этого слова. То есть в создании фундаментальных экономических, социальных, политических, инфраструктурных и других предпосылок для развития новой экономики. По сути, это означает структурное преобразование всей государственной системы. Но российские чиновники не могут пока решиться даже на такой очевидный шаг, как отказ от ввоза в страну дешевой и неквалифицированной рабочей силы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции