Рейтинг@Mail.ru
Опережающее профессиональное обучение: пример Свердловской области - РИА Новости, 05.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опережающее профессиональное обучение: пример Свердловской области

Читать ria.ru в
Дзен
Несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику, государство не отказывается от стратегии на инновационное развитие страны. Именно поэтому сегодня особое внимание уделяется мерам, направленным на подготовку и переподготовку кадров для перспективных и новых рынков труда, обеспечивающих потребности инновационной экономики.

Член Комитета Совета Федерации по образованию и науке Александр Школьник для РИА Новости.

Несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику, государство не отказывается от стратегии на инновационное развитие страны. Именно поэтому сегодня особое внимание уделяется мерам, направленным на подготовку и переподготовку кадров для перспективных и новых рынков труда, обеспечивающих потребности инновационной экономики.

Например, стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года предусматривает сокращение с 32,8% до 25% доли традиционного сектора в структуре регионального ВВП. При этом предусматривается рост доли инфраструктурного сектора с 42,6% до 45%, высокотехнологичного сектора - с 17% до 24%.

Такая структурная перестройка экономики изменяет параметры рынка труда, требует корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки, активного сотрудничества предприятий и учреждений профобразования, широкого использования принципа «обучение на заказ», выработки корпоративных стандартов.

В связи с этим основные ориентиры Программы содействия занятости населения Свердловской области в 2009 году определялись как сиюминутными задачами по сохранению кадрового потенциала, так и приоритетами стратегии развития области.

Если спрос на специалистов в докризисный период преимущественно соответствовал потребностям индустриальной экономики, решающей вопросы массового производства и насыщения рынка, то сегодня востребованность специалистов в экспортоориентированных отраслях, таких как металлургия, химическое производство, машиностроение, снизилась. Поскольку эти сектора экономики являются ключевыми для Свердловской области, региональное правительство области предпринимает решительные шаги по сохранению их кадрового потенциала в рамках программы антикризисных мер.

Одновременно осуществляется опережающая  переподготовка кадров для перспективных и новых рынков труда, обеспечивающих потребности инновационного развития экономики.

В рамках Программы было заключено 347 государственных контрактов  об оказании услуг по опережающему профессиональному обучению около четырех тысяч работников с 63 предприятий. Сегодня 2162 человека уже приступили к работе по новым специальностям, в том числе востребованным как в настоящее время, так и в перспективе. Среди них - операторы станков с ЧПУ, электросварщики, электромонтеры, специалисты по системам гидроприводов и средств автоматики, промышленные альпинисты, менеджеры по маркетингу и сбыту, специалисты по проектированию и разработке конструкторской непараметрической документации, инженеры по обработке металлов давлением, специалисты по проверке, калибровке средств измерений теплотехнических величин.

Всего в  2009 году запланировано опережающее профессиональное обучение порядка 5100 работников по программам, ориентированным на новые рынки труда, в том числе в посткризисный период.

Важно понимать, что получение востребованных современной экономикой профессий особенно необходимо в моногородах, которые  отличают профессиональная однородность жителей, низкая трудовая мобильность, ограниченные финансовые возможности значительной части населения.

Наиболее успешно реализуется Программа в части освоения средств субсидий, выделенных на опережающее профессиональное обучение работников организаций, расположенных на территории Новолялинского,  Кировградского и Нижнетуринского городских округов. Все эти территории являются моногородами.

Следует отметить, что стандартные программы переподготовки безработных граждан в условиях моногорода зачастую оказываются малоэффективными, поскольку сохраняется риск не трудоустроить работника после обучения из-за кризисных явлений на градообразующих предприятиях.

Поэтому при определении программ обучения в таких городах учитывалась необходимость подготовки специалистов, способных модернизировать производство, внедрить новые технологии, организовать выпуск востребованной и конкурентоспособной продукции. Перспективным направлением для трудоустройства и самозанятости жителей моногородов обучения было определено обучение в сфере  компьютерных технологий и языковой подготовки, применение в процессе обучения дистанционных технологий.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется в области также в соответствии с Ведомственной целевой программой занятости населения Свердловской области на 2009-2010 годы.

По состоянию на 22 октября к профессиональному обучению по направлению центров занятости приступил 9681 человек из числа безработных, что составляет 109,7% от запланированной численности на 2009 год.

В рамках программы заключены госконтракты с образовательными учреждениями профессионального образования и иными организациями на профобучение безработных граждан на сумму свыше 57,6 миллиона рублей. Численность безработных, завершивших профессиональное обучение при содействии органов службы занятости населения, составила 6879 человек, в том числе 183 человека обучались по программам с использованием технологии дистанционного образования.

Имеющаяся инфраструктура региональной системы профессионального образования позволяет удовлетворить потребности предприятий и граждан в опережающем обучении по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации высвобождающихся работников. В области работает 218 учреждений профессионального образования всех форм собственности. Образовательные программы также реализуются в 191 организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность.

Широк и выбор услуг по опережающему обучению. Учреждения образования на территории Свердловской области представили 1608 дополнительных образовательных программ, в том числе 838  программ профподготовки, 320 - переподготовки и 450 -повышения квалификации.

В то же время в целях достижения одного из стратегических приоритетов области – полного соответствия образовательной системы региона требованиям экономики -  в Свердловской области уже сегодня решаются задачи по формированию нового современного облика профессионального образования. Его основные черты - системная интеграция экономики, науки и образования,  изменение содержания и качества образовательного процесса, непрерывность образования, информатизация, международное сотрудничество и социальное партнерство.

В регионе начал осуществляться комплекс мероприятий по развитию системы опережающего обучения, включающий:

- развитие системы сбора и анализа информации о потребностях предприятий и организаций в опережающем обучении и возможностях предоставления требуемых образовательных услуг образовательными учреждениями;

- совершенствование долгосрочного прогнозирования баланса трудовых ресурсов и потребностей в кадрах с учетом приоритетов Стратегии-2020 , в том числе, для определения адекватных направлений опережающего профессионального обучения;

- внедрение порядка разработки и сертификации профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей по единой методологии (компетентностный подход, модульный принцип построения, инновационные образовательные технологии);

- создание инфраструктуры реализации программ дополнительного профессионального образования по опережающему обучению с различными временными масштабами достижения результата на базе образовательных учреждений различного уровня с привлечением ресурсов промышленных предприятий и организаций, бизнес-структур, научных и научно-исследовательских учреждений;

- внедрение мониторинга процесса и контроля качества результатов опережающего обучения;

- создание инфраструктуры и разработка нормативной базы региональной системы сертификации профессиональных квалификаций (компетенций).

В 2010 году планируется значительно увеличить число участников региональной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в части опережающего профессионального обучения, главным образом за счет расширения спектра специальностей и профессий и соответствующих им  профессиональных образовательных программ, востребованных на рынке труда сегодня и в перспективе.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала