Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Жизнь Индиры Ганди – это, пожалуй, урок на тему социализма: что это такое, на каком этапе развития страны приходит и когда должно уйти, какие у него национальные особенности, и так далее. Потому что политическая биография Индиры и ее отца, первого премьера Индии Джавахарлала Неру, вращаются именно вокруг этой темы: как руководить бедной страной? Как это делалось тогда в СССР? Как в США? Или так, как это сделали два первых правителя из династии Ганди, создавая путем проб и ошибок некий третий, зато свой вариант социализма, с национализацией банков, земельной реформой и всем прочим?
Но трагическая смерть Индиры Ганди – она случилась ровно 25 лет назад, 31 октября 1984 года – это совсем другая тема. И куда более современная. Все-таки социализм – это вопрос уже скорее академический. А вот убийство Индиры – это куда более горячая тема, это про день сегодняшний и день завтрашний. Это тема отношения власти (и общества) с религиозным экстремизмом. Что с ним делать – стрелять или терпеть и дискутировать? Где черта, за которой дискуссии бесполезны и опасны?
Индиру Ганди убили потому, что она приказала взять штурмом храм сикхов, превращенный в штаб-квартиру откровенных радикалов и террористов. В последнем сомнений особых нет и быть не может. Руководство этой религиозной общиной в тот момент фактически было узурпировано Джарнаилом Сингхом Бхидранвале, который объявил сикхов независимой самоуправляемой общиной – то есть как бы вывел их из состава Индии. Это грозило отколом от страны определенных территорий. Сторонники Джарнаила подстрекали к нападениям на людей другой религии – индуистов, и никакое правительство такие вещи терпеть не может. Главная святыня сикхов, Золотой храм в Амритсаре, был фактически оккупирован радикалами, и тайная полиция передавала в Дели вполне точные сообщения, что там создан настоящий склад оружия.
Штурм храма правительственными войсками произошел в июне 1984 года, в один из святых для сикхов дней, когда толпа народа была особенно велика. И, конечно, операция привела ко множеству невинных жертв.
У каждой эпохи свои шкалы ценностей. В 1984 году казалось, что нет более ясного случая, оставался только штурм. Да и сегодня не хочется так вот сразу называть решение Индиры Ганди ошибкой, потому что мы не знаем, что было бы, если бы амритсарской язве позволили развиваться своим ходом еще какое-то время.
Но в любом случае ясно, что второй срок премьерства Индиры Ганди завел ее в некий тупик несгибаемости. Чрезвычайное положение, с помощью которого она тогда правила – не чересчур ли это? Множество принятых ею предельно жестких решений – отчего? Может быть, женщина, особенно у власти, все-таки не должна быть жесткой – она в таких случаях всегда чрезмерно старается?
А потом, меньше чем через 5 месяцев после штурма, три сикхских охранника расстреляли Индиру Ганди, шедшую по дорожке сада на встречу с британским актером Питером Устиновым. Три револьверные пули и автоматная очередь, без малейших шансов выжить.
Сегодня мы знаем, что сикхи – удивительные люди с удивительной религией. Она была изобретена в начале 16 века гуру Нанаком, совместив черты индуизма и ислама. Если вы увидите в Индии храм, напоминающий о традициях обеих религий – это сикхская гурдвара. Если вокруг нее вы видите множество мужчин в чалмах, под складки которой зачесаны длинные волосы и такая же длинная и расчесанная надвое борода – это и есть сикхи. Их в стране меньшинство, но это великолепные военные, охранники, и вообще очень уважаемые люди, держащиеся с редким достоинством. Их религия учит считать всех людей братьями и защищать человеческую жизнь. Кстати, среди множества причин происшедшего с сикхами в начале восьмидесятых – знаменитая насильственная стерилизация женщин и мужчин, которую Индира Ганди проводила в порядке войны с бедностью и замедления роста населения.
Индия – это не только Махатма Ганди с его проповедью ненасилия. Опыт Индии учит, что любая, даже самая ненасильственная, религия может в какой-то ситуации превратиться в свою противоположность. Если, например, оставить без внимания радикальные течения в нежнейшей из религий – буддизме, особенно с учетом того, что у радикализма есть подстрекатели, то окажется, что и тут возможны неожиданности.
Если бы не трагическая развязка истории 1984 года, кто знает, что произошло бы сегодня с сикхской религией. Роль Индиры Ганди здесь предельно драматична. О ее последних часах ходит множество легенд, сводящихся к тому, что она отлично знала, что ее ждет, но играла со смертью и со своими убийцами в захватывающую дух игру. Игру гордости, благородства и крепких нервов. И не только отказывалась сменить сикхскую охрану на людей какой-то другой религии, но даже не пожелала надеть бронежилет – хотя даже дата покушения ей была известна.
Правда, есть и такая версия, что перед выходом в сад 68-летняя женщина долго и придирчиво выбирала цвет сари, и все равно осталась недовольна выбором, ну, а уж жилет, который делает фигуру менее стройной, и вовсе был за пределами обсуждения. Но это, конечно, ерунда. Индира Ганди шла по лезвию бритвы, когда обдумывала решение штурмовать храм, и продолжала делать это после штурма. Сменить сикхскую охрану? Но это бросило бы тень на всех сикхов страны, а их тогда, как-никак, было 19 миллионов человек. Включая президента и (конечно же) нескольких ключевых командующих в вооруженных силах. Нет, после штурма задачей Ганди было показать, что экстремисты в рядах сикхов никак не должны были повлиять на отношение к ним прочих индийцев. Она также наверняка понимала, что любой вменяемый сикх должен был задуматься о том, что произойдет с его собратьями после того, как он поднимет руку на премьер-министра. (И ведь побоища начались – их остановил сын Индиры, Раджив Ганди, буквально двумя телеобращениями, но сыграло роль и то потрясение, которое испытала страна, все ее религиозные общины.)
Это, конечно, было игрой, но игрой в высочайшем, шекспировском, смысле слова.
Индира Ганди проиграла собственную жизнь. Но выиграла очень много для индийского общества. Ее искупительная жертва привела к тому, что сикхский радикализм оказался в прошлом, а сикхская община вернула себе весьма уважаемое место среди прочих религий Индии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции