Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
С 1 по 8 ноября в столичном кинотеатре «Художественный» пройдет десятый юбилейный Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!».
То есть, как завещал любимый киногерой миллионов барон Мюнхгаузен: «Улыбайтесь, господа». Ну что ж, господа, а также дамы, охотно улыбаются и смеются. Столь же радостно они смеялись и улыбались, когда еще были товарищами. Спрос на веселое искусство есть всегда. Но времена меняются, и «шутки юмора» меняются вместе с ними. Однако качество их со сменой вех вовсе не улучшается. На эстраде, в кино и на телевидении происходит угасание жанра.
В СССР профессиональный юмор был на вес золота. Перлы лелеяли как драгоценности. Естественно, они не сыпались, словно из рога изобилия. Пробиться к публике было нелегко – причиной тому были не только зверства тоталитарной цензуры, но и жесткий отбор по художественным признакам. Худсоветы знали свое дело, ставили совсем не шуточный знак качества. В результате публике предъявлялся штучный товар, про который можно было смело сказать «советское – значит отличное».
Вспоминается анекдот об иностранном специалисте. Его повозили по советским заводам, продемонстрировали производственный процесс, а когда спросили, что ему понравилось больше всего, он ответил: «Дети. А вот то, что вы делаете руками, никуда не годится».
Вот так же и с юмором. Для его создания недостаточно было перышком скрипеть или стучать по клавишам пишущей машинки. Требовалось подключать мозги.
Забегая вперед, скажу, что после просмотра многих сегодняшних юмористических программ складывается впечатление, что мозги в процессе их сочинения не применялись. На самом деле, много ли надо думать, чтобы изготовить такой номер: артист выходит на сцену, и у него падают штаны. Гоготание зала гарантировано. Но ведь это может исполнить каждый, не требуются ни квалифицированные авторы, ни специально обученные исполнители.
Конечно, шедевры никогда не идут косяком. И в советские годы прорывались и пошлые номера, и тупые шутки. Но они благополучно забыты. Зато остальное запомнилось навсегда. Нет смысла перечислять великих мастеров, писателей и артистов, сценаристов и кинорежиссеров, чьи кинокомедии и миниатюры остались в сокровищнице нашего искусства. Разошлись на цитаты по просторам необъятной родины.
Советский юмор иногда приводил к неожиданным эффектам и за рубежом. Кто не помнит знаменитую миниатюру Аркадия Райкина «В греческом зале»? И вот однажды генерал Александр Лебедь решил его процитировать, находясь в Германии, куда он приехал с лекциями и на ознакомительную поездку. «В этих антисанитарных условиях», - начал генерал свое выступление на пресс-конференции. Переводчик добросовестно перевел. Немцы были в шоке – ведь они предоставили гостю один из самых роскошных номеров в пятизвездочном отеле.
Немцам простительно. Текста Михаила Жванецкого они никогда не слышали. Но много ли найдется сегодня и наших сограждан, которые верно сегодня воспримут ту же фразу из антологии Жванецкого «в этих антисанитарных условиях». Как и россыпь других словесных жемчужин из эстрадных номеров и кинокомедий, составивших корпус незыблемой классики жанра.
Между прочим, мозги требовались не только для сочинения, но и для понимания юмора советских времен. Он практически всегда был с двойным дном, с подтекстом. Что не мешало, а только способствовало массовому успеху. Иначе говоря, примитивность отнюдь не является непременным условием популярности.
Строго говоря, в Советском Союзе дозволенная сатира и юмор в значительной мере заменяли политику. Расцвет этого странного гибридного вида искусства пришелся на годы перестройки. Юмористы и пародисты стройными рядами рванули за флажки и освоили ту самую нишу, где чуть позже разместились народные депутаты СССР. Политика заняла свое законное место.
А на эстраде и на телевидении воцарились «Аншлаг» и Евгений Петросян со своим «Кривым зеркалом». Можно по-разному к ним относиться, о вкусах не спорят. Но есть один объективный факт. Эти «фабрики юмора» функционируют уже много лет, год за годом выдают на-гора продукцию, но до сих пор не породили ни одной – ни одной! – шутки-шлягера, крылатой фразы, которая стала бы всенародным достоянием.
Мало того, в их цехах тускнеют и деградируют классики прежних времен. Долгое время одним из участников «Аншлага» был Лион Измайлов, автор неувядаемой серии блистательных миниатюр про выпускника кулинарного техникума, исполненных Геннадием Хазановым. Потом он стал вести свою телепередачу «Смешные люди». И дошел до того, что в ней прозвучал бородатый анекдот «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать».
Однако и «Аншлаг», и Лион Измайлов, и Петросян – это уже вчерашний день профессионального юмора. Им на смену явился «Камеди клаб». Его создатели развили столь бурную деятельность, что не уместились в рамках передачи на телеканале ТНТ, они уже поставили на поток выпуск кинокомедий, первая из которых носила нескромное название «Самый лучший фильм».
Да художнику вовсе не обязательно быть скромным, если он художник. Резиденты – так они себя называют – «Камеди клаба» ринулись на недостаточно освоенную территорию. Принялись эксплуатировать сферу «материально-телесного низа», как элегантно определял похабщину философ и литературовед Михаил Бахтин.
Вот такая печальная эволюция: от стадии интеллектуального до утробного юмора.
Возможно ли возвращение к истокам? Это покажет и предстоящий фестиваль кинокомедий.
Как-то не хочется верить, что настоящее и высокое веселое искусство может существовать только при тоталитаризме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции