МОСКВА, 30 окт - РИА Новости. Совет директоров "Аэрофлота", крупнейшего российского авиаперевозчика, в среду рассмотрел новый вариант опционной программы - руководители компании хотят получить опционы на 10% акций компании. Только бумаги будут не реальными, а фантомными, а число участников программы снизится с 200 до 50-60, пишет в пятницу газета "Ведомости".
Как рассказали изданию два источника, близких к совету директоров, вопрос "принят к сведению"; теперь программу обсудят на комитете по кадрам и вознаграждениям и опять вынесут на совет. Окончательное решение должно быть принято в декабре.
Как напоминает газета, опционную программу в "Аэрофлоте" пытаются внедрить несколько лет. Она даже была одобрена советом в конце 2008 года: для этих целей компания собиралась приобрести на рынке около 3% акций (1% уже куплен). По прежнему плану на опционы могли рассчитывать 200 менеджеров "Аэрофлота" и его "дочек" - "Аэрофлот-норд" и "Аэрофлот-Дон" (сейчас "Донавиа"). Но программа так и не заработала - в апреле сменился гендиректор авиакомпании: место Валерия Окулова, руководившего "Аэрофлотом" 12 лет, занял выходец из АФК "Система" Виталий Савельев. "Опционы - цивилизованный вариант поощрения менеджеров, - говорил он в июле. - Такую программу обязательно запустим - постараемся со следующего года".
В новой программе вчетверо меньше участников. Она охватит 50-60 менеджеров "Аэрофлота" - от гендиректора компании до руководителя департамента, рассказывают два источника в совете директоров и сотрудник авиакомпании. А вот менеджеры "дочек" перевозчика в число получателей опционов не вошли, добавляют они. Еще одно изменение: опционы будут предлагаться в виде фантомных (условных) акций. Но их объем будет уже не 3%, а до 10%, сообщили собеседники издания. "О какой мотивации можно говорить за 3% акций (вчера стоили 1,4 миллиарда рублей - ред.)?" - отмечает сотрудник "Аэрофлота". Фантомные акции выгодны тем, что их не надо резервировать и выкупать, значит, компания сэкономит, объясняет он. Реализовать опцион, то есть получить разницу в цене акций, руководители "Аэрофлота" смогут через три года после запуска программы, рассказали собеседники издания. А вот выплата фантомных дивидендов, по их словам, не предусмотрена. Исходя из вчерашней капитализации "Аэрофлота" на ММВБ 10% акций стоили 4,7 миллиарда рублей. С начала года они подорожали на 51%, пишет газета.
Представитель "Аэрофлота" от комментариев отказался.
Сейчас опционные программы нужны как никогда, полагает аналитик "Ингосстрах-инвестиций" Евгений Шаго: из-за кризиса стоимость компаний рухнула в разы, поэтому менеджеров необходимо "мощно мотивировать на рост" (если в начале 2008 года "Аэрофлот" стоил 104,5 миллиарда рублей, то в начале нынешнего - 31 миллиард). Использовать фантомные или реальные акции - для участников программы разницы почти нет, отмечает эксперт. Условные акции для опционов используют ЛУКОЙЛ и Альфа-банк.