Олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко официально вернулся в любительский спорт, на втором этапе Гран-при, состоявшемся в Москве, одержав уверенную победу.
Не в обиду другим участникам московских стартов скажу, что бОльшая часть болельщиков и специалистов шли на Ходынку исключительно на Плющенко. Так, чемпион мира и отец-основатель "Ледникового периода" Илья Авербух в пятницу появился на арене ровно в 15.53, когда Евгений Плющенко вышел на лед, а спустя 1 минуту и 49 секунд (столько длилась короткая программа) стремительно покинул вип-трибуну.
Возвращение Плющенко получилось эффектным. Даже в отсутствие реальных конкурентов (у Ламбьеля был один старт в Оберсдорфе, Ода, Жубер и Вернер выступили на первом этапе в Париже, Лайсачек еще только будет стартовать на Гран-при) россиянин показал, что он на правильном пути и после трех лет светской жизни остается главным претендентом на трон короля мирового фигурного катания. Нисколько не сомневаясь в профпригодности и мастерстве Джонни Вейера, Такахико Козуки, Кевина Ван Дер Перрена и остальных участников второго этапа Гран-при, скажу, что близко по уровню к Плющенко в Москве никого не было. Был Плющенко - и, по большому счету, массовка.
Олимпийский чемпион сходу выдал подряд каскад тулупов 4+3 и тройной аксель, которые при базовых 22 баллах вместе с бонусами принесли ему 24,80. Даже срыв тройного лутца (потенциальная потеря 5 баллов) не криминал в данном случае, просто расслабился раньше времени после убойного начала. Получив на обоих вариантах вращения 4-й уровень сложности (максимальный) и 3-й на дорожках шагов, Плющенко уверенно выиграл короткую. Такахеши Козука отстал более чем на 6 баллов, а Джонни Вейер при неистовой поддержке трибун (не зря американец говорил, что хотел бы выступать за Россию, только вот смысла в этом никакого) - и того больше, так как не смог чисто исполнить ни одного прыжка и допустил ошибку в каскаде.
Показательной для понимания перспектив Евгения должна была стать произвольная программа.
Танго в обработке друга Плющенко Эдвина Мартона (Мартон буквально несколько дней назад стал отцом – у него родился сын) получилось живым, страстным и загадочным. Все вопросы были сняты менене чем за минуту: 4+3 (тулупы) каскад, тройной аксель, 3+2 (аксель-тулуп) каскад - и даже говорливый Алексей Ягудин, всю дорогу подтрунивавший у меня за спиной над остальными участниками, вежливо замолчал, а по окончании произвольной аплодировал с серьезным выражением лица. Тарасова и Чайковская аплодировали стоя. Как и все, кто пришел в Ледовый на Ходынке. Джонни Вейер, днем ранее сказавший, что вернулся король, оказался пророком.
Несмотря на то, что "Танго", безусловно, крайне сырая программа, и на данном этапе почти ничего общего не имеющая с тем, что будет в Ванкувере, впечатление она производит очень сильное. О несовершенстве произвольной сказал и сам Плющенко, заявив, что, за исключением прыжковых элементов, все остальное - чистой воды импровизация. Дорожке шагов от роду два дня, части артистических элементов просто не было (т.е. они придуманы, но пока в запасе до более серьезных стартов), заявленный одинарный четверной был выкинут за ненадобностью. И даже без всего этого Женя "привез" оставшемуся вторым Козуке почти двадцать баллов. Надо ли говорить, что кроме Плющенко никто не прыгнул четверной, без которого современное мужское катание немыслимо, даже несмотря на то, что мировое первенство выигрывается на одних тройных. Это все - прошлый век. С возвращением Плющенко все, кто хочет победы в Ванкувере, должны будут усложнять программы. А самому Евгению необходимо шлифовать и дорабатывать олимпийский вариант, о чем сам он говорит постоянно. Коронные дорожки шагов, равных в которых Плющенко в Турине не было, пока оценены лишь третьим уровнем сложности - значит, потенциально это запас. Но главное не это, а компоненты программы и, прежде всего, связки между прыжками, прокаты, если говорить дилетантским языком. У Плющенко три месяца до Чемпионата Европы. Чуть меньше до чемпионата России (хотя это, конечно, старт, по большому счету, проходной, конкурентов нет). 81,15 за элементы и 76,80 за компоненты - уровень крайне высокий. Тем более - для недоработанной программы. И сумма баллов Плющенко впечатляет. Пока он проигрывает (заочно) тому же Одо. Но ключевое здесь – "пока". Не зря Вернер после проката в Берси сказал, что все понимают: выходить на пик в начале олимпийского сезона – это безумие, и это действительно понимают все, кроме японцев. Вот это верно. Удержаться на таком уровне до середины февраля нереально.
Хотя надо отметить, что в отличие от прошлого сезона "четверные" пошли в ход уже с сентября этого года, тот же Вернер (каскад 4-3), тот же Лабьель (в каскаде 4-2-2) их прыгают. Жубер заявил три и не прыгнул ни одного, Одо тоже заявил, но не прыгнул, но на тренировках они с четверными справляются. Так или иначе, претенденты на участие в ванкуверской мясорубке еще не раскрыли всех карт. И спешить они не будут. По словам Плющенко, он, например, не использовал в "Танго" жест, когда он достает из импровизированной кобуры импровизированный же пистолет и с хитрым прищуром палит из него по судьям. А, каково? Смело? Турин, помимо гениального проката Плющенко, запомнился и его финальным жестом. Ванкуверский вариант, по крайней мере на словах, уже готов. Есть чего ждать. Помимо второго золота. Браво, Евгений, браво, Алексей Мишин, браво, Давид Авдыш! И так держать!
P.S. На Ходынке, конечно же, было еще много чего интересного. От неожиданного третьего места Артема Бородулина до русских и дагестанских народных танцев, Алены Леоновой и композиторского дебюта агента Плющенко Арии Закаряна. Честно обещаю обо всем этом написать отдельно.