От Праги до Москвы значительно ближе, чем до Вашингтона, факт известный и объективно-географический. Но при всех заверениях официальных властей Чехии о необходимости укрепления добрых отношений с Россией, двусторонние чешско-американские контакты выглядят «более укрепленными». Прага - страстный сторонник ПРО и активный член НАТО.
Какие новые предложения по противоракетной обороне привезет в Прагу вице-президент США Джозеф Байден? Что будет с ратификацией Чехией Лиссабонского договора о реформировании ЕС? Есть ли в Праге опасения, что в январе 2010 года вновь повторится украинско-российский газовый кризис? Об этом в интервью корреспонденту РИА Новости в странах Центральной и Восточной Европы Леониду Свиридову говорит главный чешский переговорщик по ПРО, первый заместитель министра иностранных дел Чехии Томаш Пояр.
- После отказа новой администрации Барака Обамы размещать на территории Чехии радар ПРО какими могут быть дальнейшие шаги со стороны США? Что Вашингтон может предложить Праге вместо радара? В конце этой недели в Прагу прилетает вице-президент США Джозеф Байден. Какие ожидания связаны с его визитом?
- Делегация США 17 сентября уже представила в Праге новую измененную архитектуру противоракетной обороны. Мы сказали, что готовы и далее вести переговоры на эту тему и готовы участвовать в строительстве новой измененной архитектуры ПРО.
Мы ожидаем, что США представят нам конкретные предложения: рассчитываем, что американцы предложат нам свое видение того, каким образом возможно дальнейшее сотрудничество с Прагой. Как только Чехия получит такие предложения, безусловно, мы сразу же приступим к их изучению и обсуждению.
Пока на сегодняшний день на нашем столе в Праге нет конкретных предложений от Вашингтона.
- Новый проект ПРО будет скорее общеНАТОвским?
- Мы всегда говорили, что элементы системы ПРО, которые ранее предполагалось разместить в Европе, в частности, радар в Чехии, должны быть более интегрированы в структуру Альянса. Мы всегда выступали за то, чтобы противоракетная оборона функционировала в рамках Североатлантического альянса. И чем более она будет интегрирована в НАТО, тем лучше.
- Россия также может активно подключиться к глобальному проекту ПРО. Если Москва реально включится в этот процесс и будет создана глобальная система противоракетной обороны с участием РФ, как Чехия будет реагировать на это?
- Позиция Праги в этом смысле не изменилась. Мы всегда выступали за то, чтобы с Россией было как можно более тесное сотрудничество на поле противоракетной обороны. Чехия будет продолжать сотрудничать с Москвой.
Количество ракет и проблем на Ближнем Востоке будет, скорее всего, прибывать. Думаю, что и Россия также оценивает возможные угрозы, исходящие из этого региона.
Прага со своей стороны всегда делала шаги, направленные на развитие контактов с Россией в этой области. Кроме того, могу Вам сказать, что во время переговоров с США о размещении на нашей территории радара ПРО я чаще бывал в Москве, чем в Вашингтоне.
- Действительно? Было впечатление, что все-таки чаще бывали в Вашингтоне.
- Нет-нет, чаще все же я приезжал в Москву. Кроме того, сами переговоры, касающиеся официального договора по ПРО, проходили в Праге.
В России я бывал действительно очень часто. Мы всегда выступали за самый широкий диалог с Москвой, потому что это в интересах Чехии.
- Перейдем к Лиссабонскому договору. Ситуация с завершением процесса ратификации Чехией очень неожиданна, почему требования президента Вацлава Клауса по Декретам Бенеша появились только сейчас? Как быть дальше, ведь Прага может реально похоронить Лиссабонский договор?
- Я думаю, что требования президента Чехии Вацлава Клауса ясно сформулированы. По моим ощущениям, это вопрос вполне решаемый.
Полагаю, все можно будет сделать так, чтобы Лиссабонский договор вступил в силу. Думаю, что все страны-члены ЕС согласятся с таким предложением. Еще раз повторюсь: с моей точки зрения, решение возможно.
- На чем основывается Ваш оптимизм? Это будет дополнительный документ? Соглашение министров иностранных дел членов ЕС?
- Я бы не хотел сейчас раскрывать через СМИ все карты и наши планы. Но убежден, что можно найти путь, и Чехия может присоединиться к Лиссабонскому договору.
- Возможно ли, что ратификация Чехией Лиссабонского договора будет завершена до конца этого года?
- Полагаю, что такая возможность существует. Это точка зрения нашего правительства.
- Вацлав Клаус совсем недавно был в Москве. Каковы впечатления чешской стороны от этого визита?
- Разговор с президентом РФ Дмитрием Медведевым был действительно интересным, атмосфера встречи была очень открытой. Это был дружеский разговор двух лидеров. Напомню, что визит нашего президента был согласован еще в Хабаровске на саммите Россия-ЕС, когда Чехия председательствовала в Евросоюзе.
Мы в Праге удовлетворены тем, что Дмитрий Медведев принял приглашение посетить Чехию.
- Вопрос из области экономики. В январе следующего года состоятся выборы президента Украины. Есть ли в Праге опасения, что вновь возникнет газовый кризис и будут проблемы с поставками газа?
- Безусловно, мы занимаемся этой проблематикой. В среднесрочной и долгосрочной перспективе это вопрос, прежде всего, ЕС, энергобезопасности всего Евросоюза, возможно, строительства новых газовых хранилищ.
Сейчас мы заполняем газом наши подземные хранилища с тем, чтобы в случае возникновения проблемной ситуации с поставками, у нас были достаточные запасы «голубого топлива». Исходя из нашего недавнего опыта, в Чехии готовы значительно лучше к различным неожиданным ситуациям.
Конечно же, мы активно занимаемся вопросом диверсификации поставок газа и обеспечением топливом Чехии со всех возможных направлений. Напомню, что в прошлом году во время газового кризиса на Украине часть российского газа поступала в Чехию через Белоруссию, Польшу и Германию.
Мы руководствуемся здравым смыслом, чтобы не зависеть полностью от одной газовой трубы. Рассчитываем, однако, что январь 2010 года не принесет нам «газовых неожиданностей».