МОСКВА, 16 окт - РИА Новости. Московские строители, ведущие подземное строительство, которое становится для столицы все более актуальным из-за дефицита земли, с 2010 года смогут руководствоваться специально созданными геологическими картами городских недр, сообщил РИА Новости источник в столичном стройкомплексе.
По мнению специалистов, такие карты сделают вмешательство в недра более осмысленным и помогут городу и инвесторам сэкономить время и деньги при разработке проектов подземных сооружений.
ЕСЛИ КОПАТЬ - ТО С УМОМ
Заказ на изготовление целого пакета геологических карт заказало несколько лет назад Институту геоэкологии имени Е. М. Сергеева правительство Москвы.
"Специалисты Института геоэкологии им. Сергеева заканчивают разработку 12 карт, описывающих все подземное пространство столицы на глубину до 100 метров", - рассказал сотрудник стройкомплекса.
По его словам, "карты помогут избегать ошибок при проектировании и строительстве подземных объектов, в первую очередь, паркингов, транспортных тоннелей и многофункциональных комплексов".
"По каждой точке на территории Москвы эти карты должны отвечать на два главных вопроса: на какой глубине здесь можно строить, и с какими геологическими явлениями при этом можно столкнуться", - пояснил собеседник агентства.
СВЕРИМСЯ С КАРТОЙ
Проблемы и перспективы подземного строительства в Москве обсудили городские власти и эксперты на специальном "круглом столе".
"Мы постарались всесторонне охватить всю характеристику геологических условий города", - отметил со своей стороны директор Института геоэкологии Виктор Осипов.
"Для создания этих материалов использовались база Мосгоргеотреста и других специализированных институтов, составленная на основе изучения 700 тысяч скважин имеющихся на территории Москвы ", - рассказал Осипов.
По его мнению, наибольший интерес у застройщиков должны вызвать карты карстовых пустот, подземных вод, оползней и подтоплений, так как именно эти явления оказывают наибольшее влияние как на условия строительства подземных объектов, так и на их стоимость.
Специалист отметил, что сложные геологические условия, например, наличие карстовых пустот, сейчас не являются железным основанием для отказа от проекта. Карстовые опасности, например, имелись на площадке под Большим театром, однако от них благополучно избавились с помощью проектных решений и передовых строительных технологий, пояснил директор Института.
"Определять режим использования этих карт должен сам заказчик, то есть правительство Москвы", - добавил Осипов.
Замначальника инженерно-технического управления Москомархитектуры Валерий Беляев, в свою очередь, уточнил, что карты будут в первую очередь использоваться властями для актуализации Генплана развития столицы, а также при разработке городской программы подземного строительства.
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВМЕСТО НЕБОСКРЕБОВ
Поскольку возможности для дальнейшей экспансии в соседнюю Московскую область отсутствуют, у мегаполиса остается только два пути развития - вглубь и в высоту, отметил источник в стройкомплексе.
Высотное строительство неприемлемо в условиях исторического центра: столичные власти уже договорились, что в границах Третьего транспортного кольца, за исключением ММДЦ "Москва-Сити", здания выше 50 метров возводиться не будут.
А вот подземное строительство в ЦАО никто останавливать не собирается.
"Земля в центре дорогая, поэтому строить в нижних уровнях можно и нужно: по этому пути идут все крупные мегаполисы", - заявил руководитель департамента дорожного-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко на круглом столе "Подземное строительство в Москве: проблемы и перспективы".
Например, это проект освоения подземного пространства под Пушкинской площадью в Москве, которое начнется в 2010 году. Там предполагается возвести подземный многофункциональный комплекс с кафе и ресторанами, выставочными залами, паркингами. По этому проекту возникли разногласия между городскими властями и инвесторами, которые хотят увеличения торговых площадей на Пушкинской, а чиновники стараются их уменьшить.
При этом Левченко отметил, что "существующая концепция освоения подземного пространства несколько устарела и нуждается в корректировке". В частности, в нее планируется внести ряд новых объектов, а также более подробно описать условия привлечения к реализации таких проектов российских и иностранных инвесторов.
ЭКСПЕРТЫ ДАЮТ ДОБРО
Мнение экспертов не противоречит идеям чиновников.
При современном уровне развития строительной науки сложное геологическое строение подземных недр не является препятствием для их освоения, считают специалисты. Надо просто знать: где строить, как строить и как обеспечить безопасность эксплуатации подземного объекта и окружающих его зданий.
"Если застройщики четко следуют рекомендациям специалистов, никаких проблем быть не должно. К авариям, как правило, приводят две-три глупости или разгильдяйства, собранные в одном месте", - уверен первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Вячеслав Ильичев.
Он принимал непосредственное участие в проектировании подземных пространств под Манежной площадью и Большим театром, поэтому дает гарантию, что там все просчитано и продумано с точностью до мелочей.
"Все разговоры о том, что недавняя авария на водопроводе была вызвана подвижками грунтов, произошедшими из-за строительства котлована под Большим театром, - бред. Там везде расположены датчики, и они не фиксируют никаких смещений", - сказал он.
Авария на водопроводной трубе диаметром 300 миллиметров произошла на территории автостоянки у Большого театра вечером 25 сентября, усугубив и без того затрудненное движение транспорта в центре Москвы в "час пик". "Мосводоканал" перекрыл воду. Глава московского стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что эта авария не связана с работами по реконструкции театра.
Строительство крупных подземных сооружений всегда проходит с привлечением научных институтов, поэтому за их безопасность можно не опасаться, отметил вице-президент РААСН.
По его словам, гораздо хуже дела обстоят при реализации мелких проектов, которым по закону не требуется научное сопровождение. Недавно по заданию руководства стройкомплекса эксперты проверили более сотни котлованов глубиной один-два этажа и обнаружили там массу проектных и строительных ошибок.
"На тендерах главным критерием для определения победителей является цена услуги, а не ее качество. При подземном строительстве, когда мы выбираем самую низкую стоимость работ, мы, к сожалению, выбираем плохое качество. Эту систему надо менять", - считает Директор института геоэкологии Осипов.
С научной точки зрения почти все проблемы, возникающие при освоении подземелий, сегодня решаемы, однако многое зависит от цены вопроса. Иногда она настолько высока, что строительство объекта становится нецелесообразным, признают эксперты.