Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Госдума 14 октября в рамках правительственного часа рассматривала состояние российской промышленности и меры, предпринимаемые правительством для сохранения и развития промышленного потенциала российской экономики.
Основными докладчиками выступили глава Минпромторга Виктор Христенко и первый замгендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Алексей Алешин. Из их выступлений следовало, что экономика России пока окончательно не оттолкнулась от дна экономического кризиса, и правительство возлагает большие надежды на то, что это произойдет в следующем переломном году.
Скачущие цифры
В соответствии с прогнозом Министерства промышленности и торговли, озвученным его главой Христенко, по итогам 2009 года промышленное производство в России упадет на 11,4%.
Правда, по итогам уже прошедших 8 месяцев 2009 года – с января по август – спад промпроизводства в стране оказался гораздо глубже и составил 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Более того, по предварительным итогам за 9 месяцев 2009 года – с января по сентябрь – падение промпроизводства ускорилось: оно упало на 16,5% по отношению к аналогичному периоду 2008 года.
Тем не менее, в правительстве надеются на лучшее. В качестве доказательства приводится тот факт, что промпроизводство в сентябре 2009 года все-таки выросло, к августу 2009 года – на целый 1%. Министр Христенко назвал это движением в позитивной динамике, которое обнадеживает.
Автопром оживет во II полугодии 2010 года
«Автопром – наиболее пострадавшая отрасль промышленности», - констатировал министр промышленности и торговли.
Христенко сообщил, что его ведомство увеличило прогноз спада российского авторынка в 2009 году до 60%. Суммарный объем продаж автомобилей, таким образом, составит 1,4 млн штук. Впрочем, автомобильные эксперты уже давно называли подобные цифры.
В своем докладе министр привел интересную аналитику о взаимосвязи между ценами на мировом рынке нефти и емкостью российского автомобильного рынка. «Связь, или, как принято говорить, коэффициент корреляции между двумя этими величинами – единица», - отметил Христенко. Другими словами – прямая зависимость.
Теперь, когда цены на нефть не толкают вверх российский авторынок, правительству приходится задумываться о мерах поддержки отечественного автопрома. Христенко положительно оценил эффект от этих мер, в особенности от повышения таможенных тарифов на ввоз импортных автомобилей.
«В результате доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 38% в прошлом году до 49 % в этом, на рынке коммерческих автомобилей - с 59% в прошлом до 75% в 2009 году», - сообщил министр депутатам.
Для поддержки автопрома российские власти проводят государственные закупки автомобилей из средств федерального и региональных бюджетов на 42,5 млрд рублей.
Объем прямого финансирования из бюджета российских автомобильных предприятий, как подчеркнул Христенко, к концу года составит 57,5 млрд рублей.
В том числе: «АвтоВАЗу» была предоставлена беспроцентная ссуда на 25 млрд рублей; государственные гарантии по кредитам КАМАЗу составили - 4,6 млрд рублей, ГАЗу – 19,8 млрд; госгарантии компании Sollers для создания сборочного производства на Дальнем Востоке составили 5 млрд рублей.
Доказала свою эффективность, по словам Христенко, и программа льготного автокредитования. На сегодня выдано более 42 000 таких кредитов, сообщил он, заметив, что до конца года министерство рассчитывает, что этот показатель увеличится до 100 000 машин.
Эффектом от государственных мер поддержки российского автопрома в 2009 году стали, по словам Христенко, дополнительный объем производства около 173 300 автомобилей и сохранение 52 700 рабочих мест.
Министр рассказал о шагах, которые ведомство планирует предпринять в 2010 году для поддержки российского автопрома. Это, в частности, новая программа утилизации до 200 000 подержанных автомобилей общей стоимостью 10 млрд рублей. Кроме того, министерство планирует на госзакупки автомобилей дополнительно потратить 20 млрд рублей.
Подъем российского авторынка начнется во втором полугодии 2010 года, уверен Христенко.
Как выживают в кризис госкорпорации
Как сообщил замгендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Алексей Алешин, до недавнего времени возглавлявший «АвтоВАЗ», общий объем обязательств предприятий госкорпорации на начало этого года составлял 680 млрд рублей. Объем же госзаказов предприятиям «Ростехнологий» по состоянию на сентябрь этого года хотя и вырос на 18 млрд рублей по сравнению с прошлогодним показателем в итоге составил только 54 млрд рублей.
Ранее Алешин сообщал, что из 450 предприятий, входящих в «Ростехнологии», около 30% находятся в состоянии, близком к банкротству, 50% - испытывают финансовые затруднения.
Поэтому основной задачей гигантской госкорпорации сейчас является предупреждение банкротств входящих в нее компаний. Основным антикризисным средством остаются госвливания. Корпорация пишет в правительственную комиссию по предупреждению банкротств доклады, на основании которых и выделяются эти средства. По словам Алешина, для предупреждения банкротств стратегических предприятий, входящих в «Ростехнологии», уже выделено 1,4 млрд рублей, в дальнейшем будет ассигновано еще 2,1 млрд рублей.
Алешин признал, что техническое оснащение 80% предприятий, входящих в госкорпорацию, морально устарело. Производительность труда порой в 15 раз уступает зарубежным показателям в высокотехнологических отраслях.
Кроме того, предприятия «Ростехнологий» испытывают кадровые трудности - молодые специалисты не хотят на них работать даже в условиях кризиса. При этом не хватает не только молодых рабочих рук, но сказывается дефицит молодых управленческих кадров. «На сегодняшний день недостаточно специалистов, которые могут управлять крупными и сложными предприятиями», - констатировал Алешин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции