Вся Россия следит за судебным процессом Кристины Орбакайте, женщины, которая отстаивает права на участие в воспитании собственного сына. Москвичка Ксения Филимонова – персона не публичная, но проблемы у нее те же, что и у знаменитой певицы.
После развода с мужем Ксения Филимонова одна воспитывала дочь Полину. Бывший супруг в жизни девочки практически не участвовал. Интерес проявляла только свекровь. Однажды бабушка взяла ребенка на выходные и не вернула. Ксения обратилась за помощью в суд.
"Несмотря на вступившее в силу решение суда, по которому место жительства ребенка определили со мной, я два года не могла увидеть Полину. Это было жутко. Я сутками сидела под забором у бабушки. Она делала вид, что дома никого нет ", - рассказывает Филимонова.
Повлиять на ситуацию не смогли и судебные приставы. В решении суда сказано: "обязать передать". На деле это значит отправить ответчику исполнительный лист с требованием вернуть ребенка матери. Ни бабушка, ни отец следовать предписаниям не собирались.
Свою историю, на которую откликнулись сотни людей, желающих помочь, Ксения изложила в живом журнале http://wassika.livejournal.com/ . Среди неравнодушных оказалась журналист Елена Калужская. Она рассказала РИА Новости, как совершенно случайно участвовала в "отъеме" ребенка.
"Мы сделали это, потому что поняли, что никаких законных и миролюбивых способов вернуть ребенка нет. Совершенно случайно мы столкнулись с Анной Викторовной и Полиной за воротами дачи. И прямо силком вырвали Полину, бабушка при этом зверски меня покусала", - сказала РИА Новости журналист Елена Калужская.
Ознакомившись с подобными делами, пообщавшись с судебными приставами и чиновниками, Калужская пришла к выводу, что такая "нервотрепка" может длиться годами.
"Все конфликты абсолютно без исключения неразрешимы. Когда отец хоть как-то претендует на ребенка, налицо - полное бесправие матери. Орбакайте она или кто угодно. Якобы в интересах ребенка, его оставляют с отцом, стараясь сохранить двух родителей. А мать никуда не денется", - поясняет Калужская.
10 октября Пресненский районный суд Москвы вынес решение в интересах отца, аналогичное тому, которое Филимонова получила год назад. Несмотря на 11 заключений органов опеки в пользу матери и установленного факта, что за два года, что девочка жила разлуке с матерью, ее ни разу не показывали врачу.
Отец Полины на судебных заседаниях не присутствовал. Представление о нем и о его взаимоотношениях с ребенком судья составила со слов бабушки и адвокатов. Узнать точку зрения отца на конфликтную ситуацию РИА Новости не удалось - телефон отца и свекрови постоянно выключен.
Если решение суда вступит в законную силу, Филимоновой придется игнорировать требования приставов, хотя, по ее словам, она законопослушный человек. Но прятаться всю жизнь Ксения не собирается: не поможет российское законодательство, будет обращаться в Страсбургский суд.
Основным нормативным документом, регулирующим семейные отношения в России, является Семейный кодекс, вступивший в силу 1 марта 1996 года. Документ устанавливает для родителей равные права и обязанности перед ребенком вплоть до достижения им совершеннолетия.
Согласно части 3 статьи 65 Семейного кодекса, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением между отцом и матерью. Если взрослые не могут договориться, спор решается в судебном порядке, исходя из интересов детей.
Согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за первые шесть месяцев 2009 года в российские суды поступило шести миллионов гражданских дел, при этом почти каждое десятое из них было связано со спорами относительно воспитания детей.