Популярно ли банковское образование в условиях экономического кризиса? Чему и как учат банкиров в российских бизнес-школах? Об этом в интервью РИА Новости рассказал директор Банковского института Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Василий Солодков.
- Василий Михайлович, как развивалось в нашей стране постдипломное образование для работников банков?
- Первые образовательные программы появились одновременно с первыми коммерческими банками - в 1991-1992 годах, когда люди, не имевшие не только банковского, но и просто экономического образования, пошли работать в банковский сектор. Им достаточно было краткосрочных программ, чтобы получить первое представление о том, как работает банк. Наиболее популярны были курсы Московской международной банковской школы и школы бизнеса «МИРБИС», через которые ежегодно проходили тысячи людей.
Однако со временем стало понятно, что для успеха этого недостаточно, - возникли программы профессиональной переподготовки, рассчитанные примерно на 500 часов, то есть на год учебы: при Высшей школе экономики, Академии народного хозяйства, Финансовой академии. После кризиса 1998 года популярными стали более серьезные программы: второе высшее образование и МВА (Master of Business Administration – мастер делового администрирования).
Сегодня на рынке образовательных услуг для работников банковской сферы практически не востребованы краткосрочные курсы. Зато успешно существуют и переподготовка, и второе высшее образование, и МВА.
- Как человеку ориентироваться на рынке этих программ? Чем руководствоваться при выборе?
- Все зависит от того, какими знаниями и опытом человек обладает, чему он хочет научиться.
На программы профпереподготовки идут люди без экономического образования, но, как правило, с опытом банковской работы. Они уже являются специалистами в конкретной области, о которой знают зачастую гораздо больше своих преподавателей. Однако у них нет как целостной картины деятельности как банка, так и особенностей его внешней среды. Работая в одном отделе, они могут не понимать, что происходит в другом. В процессе учебы преподаватели «рисуют» им эту картину, объясняя возможные взаимосвязи. Нередко такие программы являются корпоративными, то есть рассчитаными на сотрудников конкретных банков - например, в ГУ-ВШЭ есть программа для работников Центрального банка, мы готовим инспекторов коммерческих банков, работников платежных систем, временных администраторов, юристов.
Программы второго высшего образования больше ориентированы на подготовку финансовых аналитиков, специалистов. Слушатель должен получить всеобъемлющее представление о работе банковской системы и связанных с ней финансовых рынков, чтобы, основываясь на своем опыте и полученных знаниях, анализировать ситуацию, делать прогнозы.
Наконец, главная задача программ МВА, рассчитанных на финансистов, - добавить к знаниям банковской отрасли и финансовых рынков управленческие навыки. Например, выпускник программ МВА Банковского института ГУ-ВШЭ должен уметь руководить своими подчиненными, формулировать стратегию развития на несколько лет вперед. На программы МВА сейчас приходят люди, имеющие базовое образование и опыт работы, осознающие, каких знаний им не хватает, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.
У каждой программы МВА свой стиль преподавания, свои требования к поступающим. Например, при поступлении на одну из наших программ, сертифицированную Институтом CFA (Chartered Financial Analyst) и готовящую финансовых аналитиков международного уровня, акцент делается на знания математики. Есть программы, более ориентированные на менеджмент, там требования другие.
- Программы МВА Вашего института реализуются при поддержке иностранных партнеров. Что Вы можете о них сказать?
- Институт CFA объединяет около 70 тысяч сертифицированных финансовых аналитиков по всему миру. Еще один наш партнер – Inholland, крупнейший вуз Голландии. Наша программа МВА «Управление инвестициями» стала первой в Восточной Европе партнерской программой Института CFA. Выпускники программы «Финансы и банки» уже много лет получают двойной диплом: ГУ-ВШЭ и Inholland.
Обучение по программам МВА, как правило, основано на анализе конкретных ситуаций, возникавших в практике той или иной компании, – так называемых «кейсов». Наше преимущество заключается в том, что мы используем как зарубежные, так и российские кейсы, а значит, слушатель знакомится как с зарубежной, так и российской спецификой.
- Каких знаний, на Ваш взгляд, не хватает нынешним банковским служащим?
- Знаний в области управления, знаний тех или иных аспектов работы финансового рынка, финансового анализа, профессиональной этики. Последнего, пожалуй, в наибольшей степени: ведь многие понимают, что нынешнему кризису мы обязаны во многом недостатком этики в поведении финансовых институтов.
- Как изменилась ситуация в банковском образовании из-за экономического кризиса?
- Финансовый сектор сильно пострадал от кризиса, но банковское образование по-прежнему популярно. Как и раньше, компании оплачивают обучение своих сотрудников, кто-то платит за себя сам. Особенно востребованы такие курсы, как риск-менеджмент, маркетинг финансовых услуг, управление ликвидностью.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости