МОСКВА, 6 окт - РИА Новости. Российский автопром, за время кризиса накопивший долгов на 100 миллиардов рублей, будут спасать: планы его восстановления предусматривают развитие производства, и, как следствие, новые денежные вливания; в перспективе с помощью из-за рубежа "АвтоВАЗ" и ГАЗ могут стать настоящими лидерами отрасли, сообщил во вторник первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
По его словам, иностранные концерны очень рассчитывают на российский рынок и не намерены оставлять его конкурентам, несмотря на трудности. Предприятия и сами пытаются выкарабкаться - так, ГАЗ урегулировал все вопросы по реструктуризации долга, вплоть до самых проблемных, и теперь смело может обращаться за госгарантиями.
Долги наши тяжкие
Кризис серьезно ударил по отечественному автопрому - как сообщил Шувалов во вторник на заседании комиссии по устойчивому развитию экономики, общий долг предприятий отрасли составляет около 100 миллиардов рублей. Дело в том, что кризис привел к снижению продаж, вследствие чего упала выручка предприятий, которые вынуждены были занимать недостающие средства у банков.
Более 40 миллиардов рублей от суммы долга приходится на головное предприятие российского легкового автопрома - "АвтоВАЗ", четверть этой суммы составляют долги перед Сбербанком.
Государство обещает не допустить ликвидации предприятия, и уже выделило на его поддержку 25 миллиардов рублей; теперь, когда эти деньги потрачены, готовится дать еще 12 миллиардов.
Сам "АвтоВАЗ" оценивает объем необходимых для финансового оздоровления средств как минимум в 70 миллиардов рублей. Обсуждается немало вариантов реструктуризации "АвтоВАЗа", но определенной схемы пока нет. Как рассказал во вторник глава Сбербанка Герман Греф, пока речь идет лишь о создании бизнес-плана, который будет проанализирован вместе с банком и представлен в правительство.
Предприятие разработало антикризисную программу, которая, в частности, предполагает увольнения персонала. Впрочем, Шувалов назвал появившуюся информацию о сокращении более 20 тысяч работников "АвтоВАЗа" неточной. "Это, скорее, некие разговоры, спекуляции", - сказал он.
Ранее "АвтоВАЗ" сообщал, что под сокращения, помимо пенсионеров, подпадают 5,5 тысячи работников предпенсионного возраста и 9,1 тысячи работников трудоспособного возраста.
Другой традиционный отечественный производитель, группа ГАЗ, по словам Шувалова, уже урегулировал все вопросы с банками и теперь может беспрепятственно оформлять госгарантии.
Первый вице-премьер отметил, что это касается и Альфа-банка, достичь договоренности о реструктуризации с которым до последнего времени не удавалось. На момент написания материала Альфа-банк не давал комментариев по поводу достижения соглашения с ГАЗом.
По данным "Группы ГАЗ", ее общая сумма задолженности перед банками составляет 39 миллиардов рублей, из них только 8% приходится на кредиты Альфа-банка.
Иностранцы от России не откажутся
Но власти РФ не намерены спасать автопром в одиночку. Накануне в ходе встречи с руководством "АвтоВАЗа" премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что часть тяжести по восстановлению автогиганта следует возложить на его акционеров, причем их участие должно быть равноценным.
Сейчас по 25% плюс одна акция предприятия владеют альянс Renault-Nissan, а также госкорпорация "Ростехнологии" и "Тройка диалог". Ранее Путин предупреждал, что альянс должен принять участие в финансировании "АвтоВАЗа", иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена.
Руководство Renault заверило, что не откажется от сотрудничества с российским производителем и готово инвестировать в него, в том числе предоставляя технологии. Объем инвестиций будет уточнен позже.
Во вторник Шувалов, накануне встречавшийся с руководством "отметившихся" в РФ мировых автоконцернов, подтвердил: невзирая на спад продаж и снижение производства, они не собираются уходить из РФ.
По его словам, объем производства иномарок в 2009 году составит порядка 1,4 миллиона машин, что значительно ниже уровня прошлого года. По данным Минпромторга, спад производства в первом полугодии составил более 50%.
Однако иностранцы верят в потенциал российского рынка и готовы корректировать планы по развитию производства, но не уступать конкурентам, сообщил Шувалов. В качестве примера он привел российское подразделение Toyota - несмотря на кризис, оно увеличило персонал на 50 человек и наращивает производство автомобилей.
Заграница поможет
Правительство понимает, что проблемы автопрома, в том числе долговые, требуют конкретных решений, отметил Шувалов. По его словам, эти решения будут приниматься в совокупности с планами по развитию автопрома. Последние потребуют дополнительных денежных вливаний "либо через капитал, либо через заемный капитал", пояснил первый вице-премьер.
Правительственная комиссия 10 ноября рассмотрит предложения рабочей группы под руководством глав Минпромторга и Минэкономразвития по развитию автопрома, рассказал первый вице-премьер. Свои варианты предложат Сбербанк и эксперты-консультанты.
В декабре правительство рассмотрит программу развития отрасли до 2020 года, сказал он. Ставка будет сделана на "АвтоВАЗ" с участием Renault-Nissan и ГАЗ, ведущий сейчас переговоры с Opel - с помощью из-за рубежа они могут стать настоящими лидерами автопрома.