Константин Богданов, специально для РИА Новости.
Пять лет назад, около трех часов пополудни 4 октября 2004 года, бывший летчик корпуса морской пехоты США Брайан Бинни аккуратно посадил на бетонную полосу аэрокосмического испытательного центра в Мохаве (штат Калифорния) неуклюжий, но чрезвычайно симпатичный летательный аппарат. Получасовой полет, ставший семнадцатым по счету для суборбитального корабля многоразового использования «SpaceShipOne», принес его создателям 10 млн долларов.
Именно столько составлял призовой фонд Ansari X-Prize, учрежденный в 1996 году и ждавший создателя того частного пилотируемого аппарата, который в течение двух недель дважды сможет покорить стокилометровую высоту. «SpaceShipOne» не добрал четырех метров до отметки «112 километров», с блеском превзойдя успех своего первого зачетного полета, состоявшегося 29 сентября 2004 года. Автором проекта корабля был инженер Берт Рутан, главным инвестором - Пол Аллен, один из основателей компании Microsoft.
Можно утверждать, что именно эти осенние дни вошли в историю как дата рождения частной космонавтики планеты Земля. Кстати, организаторы второго полета и не скрывали, что приурочили его к очередной годовщине запуска первого советского искусственного спутника в 1957 году.
Частные аэрокосмические проекты начали появляться уже очень и очень давно. Степень их «готовности», как правило, была невысокой. Бал в космосе правили государственные агентства, контролирующие (как в СССР) или широко привлекавшие к своим задачам (как в США) промышленных гигантов авиаракетостроения.
В 90-е годы ситуация начала меняться. Большое количество частных инвесторов, заработавших на длинной волне пострейгановского подъема, начали проявлять интерес к реализации небольших околокосмических проектов. На тот самый приз X-Prize, например, претендовало 26 команд-разработчиков, многие из которых воплотили в металл и композиты чрезвычайно оригинальные конструкторские идеи. Но банк сорвал аппарат с символическим именем «Космический корабль №1».
После прорыва 2004 года в частной космонавтике наступило некоторое затишье, прерываемое разве что досадными авариями, а год назад начался мировой кризис, который, как предполагалось, существенно затормозит развитие частных проектов.
Но кризис помешал не сильно. 28 июля сего года был представлен публике «White Knight-2» - носитель для будущего корабля «SpaceShipTwo». Ричард Брэнсон, глава группы Virgin (ее подразделение Virgin Galactic - будущий бизнес-оператор корабля Берта Рутана), комментируя полет второго «Белого рыцаря», заявил, что в уже декабре состоится презентация «SpaceShipTwo», после которой начнется программа полетных испытаний. Хозяева аппарата надеяться заработать на космическом туризме: число желающих прокатиться в открытый космос уже превысило 65 тысяч человек, несмотря на то, что за 2,5-часовый полет, включающий в себя лишь несколько минут нахождения на орбите, придется выложить немаленькую сумму в 200 тысяч долларов. Впрочем, туристы, летавшие на «Союзах», раскошеливались на десятки миллионов долларов.
А за две недели до того произошло еще одно знаковое событие. Разработанная частной компанией SpaceX ракета-носитель Falcon I, стартовав с атолла Кваджелейн, вывела на орбиту малазийский спутник связи. Это пятый запуск такой ракеты и лишь второй - удачный. Особенность ситуации в том, что на руках у руководства компании - им является Элон Маск, один из основателей системы электронных платежей PayPal, - уже есть серьезный контракт.
С 2010 года НАСА прекращает использование «шаттлов», и поэтому нуждается в средствах выведения грузов на орбиту. Ситуацию планируется разрешить лишь к 2015 году, когда США надеются ввести в эксплуатацию многоразовые космические корабли нового поколения. А до тех пор грузы НАСА на Международную космическую станцию будут возить «частники».
В декабре 2008 года прогремела сенсация: консорциум американских аэрокосмических «тяжеловесов», включавший Lockheed Martin и Boeing, проиграл конкурс на эти перевозки двум частным космическим венчурам, один из которых - SpaceX. Потенциальный объем контракта компании - до 1,6 млрд долларов. Еще 1,9 млрд долларов получит компания Orbital Sciences, планирующая доставлять на МКС грузы на корабле Cygnus. Правда, у них пока нет летающего носителя - первый полет ракеты Taurus запланирован на 2010 год.
Компания Элона Маска имеет самые амбициозные планы: в частности, к моменту испытаний собственной тяжелой ракеты-носителя Falcon IX планируется довести до ума аппарат Dragon, представив его в варианте пилотируемой капсулы, способной нести до 7 астронавтов на борту.
Можно, конечно, приводить относительные подсчеты, доказывая, что эти контракты встанут Америке минимум вдвое дороже использования российских космических грузовиков «Прогресс». Но очередной технологический импульс развития оправдывает эти издержки - которые, к слову сказать, при отработке конструкции и расширении масштабов запусков будут только снижаться.
Российская частная космонавтика, увы, безнадежно отстает в развитии от своих заокеанских коллег. Называя вещи своими именами, она даже и не начинала развиваться - дело не идет дальше общих эскизных идей и макетов. С другой стороны, после распада СССР мы уже привыкли довольствоваться малым и радоваться любым запускам отечественных космических аппаратов: лишь бы запускали чаще, удачнее и на пользу дела. Государственные агентства продолжат руководить развитием всей российской космонавтики, и, по-видимому, в ближайшей перспективе этот путь не имеет альтернативы, если мы хотим остаться в обойме лидеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции