Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Московский академический театр Сатиры. Справка

Московский театр сатиры (с 1984 г. – академический) открылся 1 октября 1924 г. спектаклем "Москва с точки зрения" Виктора Типота и Николая Эрдмана – юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссер Давид Гутман, возглавлявший театр в 1926–1929 гг.).

Московский театр сатиры (с 1984 г. – академический) открылся 1 октября 1924 г. спектаклем "Москва с точки зрения" Виктора Типота и Николая Эрдмана – юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссер Давид Гутман, возглавлявший театр в 1926–1929 гг.).

В первые годы в репертуаре театра преобладали обозрения – политические, бытовые, иногда пародийные: "Спокойно – снимаю", "Европа, что надо" (1925), "А не хулиган ли Вы, гражданин" (1927), "Довольно, бросьте" (1929), "Извините за резкость" (1930), которые создавались главным образом коллективом авторов – Абрамом Арго, Виктором Ардовым, Виктором Типотом, Николаем Эрдманом и др.

С начала 1930-х годов основой репертуара театра стала бытовая комедия. Этот период связан с расцветом драматургии Василия Шкваркина и приходом в театр в качестве художественного руководителя Николая Горчакова (1933).

Наиболее значительные спектакли 1930-х годов: "Чужой ребенок" (1933) и "Простая девушка" (1937) Василия Шкваркина, "Большая семья" (1936), "Таланты" (1938) и "Сашка" (1940) Константина Финна, "Дорога цветов" Валентина Катаева (1934), "Мелкие козыри" Виктора Ардова (1937). Ставилась также классическая драматургия: "Господин де Пурсоньяк" Мольера, "Слуга двух господ" Карло Гольдони, "Женитьба Белугина" Александра Островского, "Комедия ошибок" Шекспира.

В 1948–1953 гг. театр возглавлял Николай Петров. В 1940–1950-х гг. этапными для театра стали постановки пьес Владимира Маяковского "Баня" (1953), "Клоп" (1955), "Мистерия–буфф" (1957).

В 1957–2000 гг. театром руководил Валентин Плучек. Его постановки "А был ли Иван Иванович?" (1957) Назыма Хикмета, "Теркин на том свете" (1966) по Александру Твардовскому, "Доходное место" (реж. Марк Захаров, 1967) стали значительными событиями художественной и общественной жизни, определили публицистическую направленность искусства театра, яркую, зрелищность спектаклей.

Театр обращался к философской трагической сатире, создал цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы – от трагедии до фарса: "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" Макса Фриша, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера Бомарше, "Ревизор" Николая Гоголя, "Горе от ума" Александра Грибоедова, "Бег" Михаила Булгакова, "Трехгрошовая опера" Бертольда Брехта, "Идеальный муж" Оскара Уайльда, "Укрощение строптивой" Шекспира, "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" Эдварда Радзинского, "Секретарши" Юрия Васильева и др.

В разные годы в труппе театра работали Рина Зеленая, Владимир Лепко, Владимир Хенкин, Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская, Георгий Тусузов, Иван Любезнов, Евгений Весник, Татьяна Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Зиновий Высоковский, Вера Васильева, Нина Корниенко, Георгий Менглет, Нина Архипова, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Наталья Селезнева, Валентина Шарыкина, Зоя Зелинская и др.

В театре есть свой оркестр. С ним сотрудничали и писали музыку такие известные композиторы, как Родион Щедрин, Вано Мурадели, Геннадий Гладков, Никита Богословский, Давид Тухманов, Ян Френкель и другие. Первым заведующим музыкальной частью был Исаак Дунаевский.

С 2000 года художественный руководителем театра Сатиры является Александр Ширвиндт.

2 сентября 2009 года театр Сатиры открыл новый сезон спектаклем "Укрощение строптивой", который приурочил к 100-летию со дня рождения режиссера Валентина Плучека, более сорока лет возглавлявшего театр. Это последняя постановка Плучека, которую до сих пор театр бережно сохраняет в своем репертуаре и которая пользуется большим успехом у зрителя.

Свое 85-летие театр намерен отметить юбилейным обозрением. По словам Александра Ширвиндта, театр Сатиры начинался с обозрения в 1924 году и периодически возвращался к этому жанру. Из последних спектаклей в этом жанре – "Андрюша" в память Андрея Миронова и "Нам все еще смешно".

Нынешнее обозрение будет ретропоходом по музыкальной биографии театра и, по словам режиссера, "нахально" называется "Триумф на Триумфальной".

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала