Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости
Завершившийся 25 сентября саммит "большой двадцатки" в американском Питтсбурге прошел на фоне медленного выхода мировой экономики из глубочайшего кризиса со времени после Второй мировой войны. Мировые лидеры постарались заглянуть в будущее. Основной разговор в Питтсбурге зашел о создании более стабильной мировой банковской системы и проведении участниками G20 согласованной экономической политики. Одновременно стало ясно, что в новой экономической архитектуре мира "большая двадцатка" заменит еще совсем недавно всесильную "большую восьмерку".
Главные экономические решения "большой двадцатки" в Питтсбурге таковы: обещание совместно повышать банковские стандарты, ограничивая, в том числе, необоснованно высокие выплаты топ-менеджерам; намерение создать систему согласованных действий всех участников G20 в сфере экономической политики. Последнее, без сомнений, означает увеличение роли наиболее быстро развивающихся стран в управлении мировой экономикой.
На саммите констатировалось, что мир крайне медленно выходит из нынешнего кризиса. Но если два предыдущих саммита G20 в Вашингтоне и Лондоне фокусировались на том, как остановить экономический спад и хаос, воцарившийся на финансовых рынках, в Питтсбурге уже стало возможным обсудить насущно необходимую реформу мировой банковской системы.
За время кризиса мировая банковская система понесла убытки в размере $1,6 трлн. Поэтому на саммите G20 банкам было сказано ограничить ежегодные гарантированные бонусы топ-менеджерам, мало связанные с фундаментальными показателями деятельности кредитных организаций. Правда, радикальное предложение Франции - установить конкретные потолки зарплат для банкиров - не прошло.
Тем не менее, в итоговом коммюнике G20 потребовала от банкиров ограничить вознаграждения, если они не связаны с существенным ростом капитала банков. Следить за политикой вознаграждений и модифицировать эту политику в банках и крупнейших компаниях поручено государственным регулирующим органам. Улучшить качество управления капиталом банки должны до конца 2012 года.
Главная идея этих предложений состоит в том, чтобы бонусы не зависели от краткосрочных спекуляций, а основывались на долгосрочной успешной деятельности компаний и банков.
Еще одним важным решением в Питтсбурге стало признание того факта, что G20 должна заменить G8 в качестве ведущей мировой экономической группы. Основания для подобного решения очевидны: мировой кризис начался в развитых странах "большой восьмерки", а выход из него обеспечивают, в первую очередь, страны, не входящие в G8, - Китай и Индия.
Это радикальное отличие от предыдущих мировых кризисов, когда развитые страны мира выводили мировую экономику из спадов. G20 должна стать основным форумом для выработки ключевых экономических решений, основным механизмом, поддерживающим устойчивое и сбалансированное развитие.
Согласно решениям G20 в Питтсбурге, Китай, Индия и другие быстро развивающиеся экономики получат большее влияние в МВФ и Всемирном банке за счет увеличения своих голосов в этих международных финансовых организациях.
Кроме того, на саммите "большой двадцатки" страны с большим отрицательным сальдо внешнеторгового баланса пообещали сократить его. Государства же с существенным положительным сальдо взяли обязательства стимулировать увеличение внутреннего спроса. Достижению этих целей, которые сбалансируют мировую экономику, должен способствовать МВФ.
Эта инициатива означает, что Китай должен снизить зависимость от экспорта и больше полагаться на внутренний рынок; США - сократить расходы и снизить внешний долг; Европа - увеличить инвестиции, чтобы скорректировать несбалансированные потоки товаров и капитала.
Цели, поставленные участниками G20, впечатляют. Однако закрадываются сомнения, что все обещания будут выполнены. Тем более что никаких санкций на не исполнивших обязательства наложить будет нельзя. Примерно такую же попытку сбалансировать мировую экономику предпринимал МВФ в 2006 году, но потерпел фиаско.
Захотят ли суверенные правительства подчинить свою национальную политику мировым коллективным интересам - остается большим вопросом.
К примеру, смогут ли национальные финансовые регуляторы усилить надзор в нынешних условиях, когда мировые банки и фондовые рынки вновь набирают силу. Усиление регуляции неизбежно приводит к сжатию финансового сектора, а когда экономика начинает расти, госрегулирование, как правило, ослабевает.
Тем не менее, всего лишь за три встречи на высшем уровне "большая двадцатка" превратилась в мощный орган мировой экономической политики. В следующем году уже намечено два саммита G20, на которых новому мировому механизму предстоит доказать свою состоятельность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции