МОСКВА, 18 сен - РИА Новости. Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ по Москве возбудило уголовное дело по факту покушения на мошенничество с поставками агрегатов к истребителям МиГ-29СМТ, которые со скандалом забраковал покупатель - Алжир, пишет в пятницу газета "Коммерсант".
По данным издания, дело возбуждено накануне, а поводом стали события мая 2006 года. Тогда на складах российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ были арестованы контрафактные детали и устаревшие блоки МиГ-29, поставленные подмосковной компанией "Авиаремснаб". Сотрудники "Авиаремснаба" обновили их, переклеив маркировки и изготовив поддельные паспорта.
Часть деталей в рамках контракта между РСК МиГ и польской частной фирмой Polit-Elektronik должны были поставить для истребителей, находящихся на вооружении ВВС Польши. В мае этого года за мошенничество с деталями Савеловский райсуд Москвы приговорил гендиректора "Авиаремснаба" Мусаила Исмаилова и его заместителя Александра Кутумова к пяти годам и шести месяцам лишения свободы каждого (см. "Ъ" от 15 мая). Еще один фигурант дела, заместитель Исмаилова Валерий Дорыкин только недавно сдался правоохранительным органам, поэтому его дело было выделено в отдельное производство.
Между тем следствие выяснило, что "Авиаремснаб" поставил контрафактные детали и блоки не только для польских МиГов, но и для истребителей, которые продавались Россией в Алжир. Данные детали и блоки хранились на тех же самых складах, пишет газета.
В рамках контракта на 1,1 миллиарда долларов, заключенного в январе 2006 года, Минобороны Алжира должно было получить от РСК МиГ 28 боевых МиГ-29СМТ и шесть учебно-боевых МиГ-29УБТ. Алжир успел получить 15 истребителей и запчасти к ним, но все вернул обратно в 2007 году, заявив, что старые компоненты не соответствуют условиям контракта.
Как установило следственное управление по Москве, "Авиаремснаб" должен был поставить РСК МиГ стойки основной и передних опор шасси, радиовысотомеры, блоки управления и другие агрегаты на общую сумму 14,3 миллиона долларов. За все это был заплачен аванс в 1,7 миллиона долларов. Согласно контракту, все изделия должны быть новыми, однако в ходе проверки было установлено, что их выпустили еще в 1982-1996 годах. В паспортах же оборудования, которые оказались поддельными, указывались 2005-2006 годы выпуска.
Поскольку изделия не дошли до потребителя, дело квалифицировали как покушение на мошенничество. Пока возбуждено оно в отношении "группы неустановленных лиц". Однако, отмечает газета, очевидно, что обвиняемыми по делу в ближайшее время станут уже осужденные руководители "Авиаремснаба". Их адвокаты сказали изданию, что о новом уголовном деле им ничего не известно.
Прежнее обвинение Мусаил Исмаилов и его заместитель Александр Кутумов так и не признали. Валерий Дорыкин, в отличие от них, активно сотрудничает со следствием и уже ходатайствовал о рассмотрении своего дела в особом порядке.
Как стало известно "Коммерсанту", в ближайшее время военное следственное управление СКП РФ также собирается возбудить уголовное дело в связи с уже осуществленными поставками контрафактных деталей и оборудования для алжирских МиГов. Следствие уже проверило поставщиков - ЗАО "Волга-авиасервис", ООО "Русский авиационный торговый дом", ООО "Резон" и ООО "Росат", продавших РСК МиГ различного оборудования для истребителей на общую сумму 10 миллионов долларов. Процессуальное решение о том, руководители какой из этих компаний станут фигурантами дела, еще не принято, однако проверяющие уже пришли к выводу, что данное оборудование должны были напрямую поставлять заводы-изготовители, а не посредники.
Как пишет газета, не исключено, что под следствием окажутся и сотрудники РСК МиГ. Согласно результатам служебного расследования, проведенного в самой корпорации по приказу ее нового гендиректора Михаила Погосяна (приступил к обязанностям в этом году), через организации-посредники РСК МиГ получила и установила на истребители "значительное количество комплектующих изделий с неподтвержденными изготовителями этих изделий паспортами".
"По предварительным оценкам, ущерб от привлечения организаций-посредников для выполнения указанных работ может составить свыше 7 миллионов долларов", - пишет газета. В акте комиссии указано, что "нанесение материального ущерба стало возможно в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей" целым рядом ответственных лиц различного уровня - начиная с замгендиректора и ниже.
Имени бывшего первого заместителя гендиректора РСК МиГ Сергея Цивилева, который был назначен приказом тогдашнего руководителя корпорации Алексея Федорова ответственным за контракты с Польшей и Алжир, в акте проверки нет. Хотя именно Цивилева следствие уже пыталось привлечь к уголовной ответственности по польскому делу "Авиаремснаба". Но дело, возбужденное против него, вскоре было прекращено.
Между тем, 12 предназначенных для Алжира МиГ-29СМТ в этом году уже передали частям ВВС РФ, дислоцированным в Курске и Липецке. На авиакосмическом салоне МАКС-2009 и. о. начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин заявил, что полученные истребители - "это удачная модернизация МиГ-29, направленная на расширение его боевых возможностей".
Однако назначенная им же комиссия ВВС еще до МАКСа, в июне этого года, выяснила, что эксплуатация большинства этих истребителей возможна только после замены установленного на них перед отправкой в Алжир оборудования и блоков, пишет газета. Они либо не прошли приемку военпредов (отсутствуют соответствующие клейма), либо не соответствуют прилагаемым чертежам. У экспертов ВВС также вызвала сомнение подлинность паспортов на ряд изделий. Проверить же все можно в большинстве случаев только в условиях завода-изготовителя.
В РСК МиГ о возбуждении уголовного дела по поставкам оборудования для алжирских МиГов накануне не знали. Представитель корпорации подтвердил газете, что оборудование, поставленное "Авиаремснабом", не устанавливалось на истребители и не было отправлено в Алжир. Что касается истребителей, переданных частям ВВС, то, по словам представителя РСК, контрафактных деталей и оборудования на них не было.
Проводящуюся же сейчас замену деталей и блоков на данных МиГах в РСК назвали "плановой". "Эта плановая замена проводится по техническим требованиям заказчика, то есть министерства обороны России", - подчеркнули в РСК МиГ, отметив, что у ВВС Алжира были одни технические требования к истребителям, а у ВВС России - другие.