Рейтинг@Mail.ru
Sukhoy Zakon по-русски - РИА Новости, 30.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sukhoy Zakon по-русски

Читать ria.ru в
Дзен
Россия подарила англоязычному миру целый ряд общеупотребимых терминов: sputnik, perestroika, balalaika, kalashnikov, vodka… Жаль, понятие "сухой закон" уже "запатентовано" американцами. Похоже, наша страна снова претендует на изобретение новых форм распространения алкоголя в государстве.

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Россия подарила англоязычному миру целый ряд общеупотребимых терминов: sputnik, perestroika, balalaika, kalashnikov, vodka… Жаль, понятие "сухой закон" уже "запатентовано" американцами. Похоже, наша страна снова претендует на изобретение новых форм распространения алкоголя в государстве.

Месяц назад российские власти объявили о начале масштабной антиалкогольной кампании. Председатель Госдумы Борис Грызлов назвал регулирование сферы оборота алкогольной продукции одним из приоритетов осенней сессии нижней палаты парламента. А в конце прошлой недели на кремлевском сайте появились поручения президента РФ Дмитрия Медведева правительству, каким именно образом следует вести борьбу с "зеленым змием".

Не успели еще все чиновники ознакомиться с этими поручениями, как активисты из комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству уже подготовили пакет антиалкогольных законопроектов. В случае их принятия, до появления в России бета-версии "сухого закона" останется один шаг. Тем более, что президент не стесняется своей веры в то, что со временем пьянство в России можно и вовсе искоренить.

В ларьках вводится паспортный контроль

Депутаты уже в ближайшее время готовы ввести уголовную ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним: пиво в руках ребенка грозит продавцу исправительными работами сроком на шесть месяцев, а любой другой алкоголь – на год. Впрочем, продавцам оставят возможность откупиться штрафом, размер которого планируется увеличить в 2,5 раза: до 50 и 80 тысяч рублей, соответственно. Причем ответственны за работу своих сотрудников окажутся и юридические лица, которых предлагается штрафовать до 100 тысяч рублей, а то и вовсе приостанавливать деятельность торговой точки на 90 суток.

О жизнеспособности такого законопроекта прекрасно свидетельствует тот факт, что Союз пивоваров еще задолго до поручения президента сам неоднократно высказывался за усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Пивовары просто-таки требуют от депутатов как можно скорее принять закон, позволяющий продавцам проверять документы у покупателей. Тогда, уверены они, и с детским алкоголизмом можно будет совладать. Их желание легко реализовать: законопроект, предусматривающий покупку алкоголя и сигарет по паспорту, внесен в Госдуму в конце предыдущей думской сессии.

В феврале этого года "справедливоросс" Антон Беляков предлагал увеличить возрастной ценз на покупку алкогольной продукции до 21 года. Беляков считал особенно важным принятие этого закона в период финансового кризиса, так как в существующих экономических условиях продажи нелегальной алкогольной продукции возросли примерно на 50 процентов. Тогда закон принят не был, однако в рамках озвученной президентом антиалкогольной кампании депутаты могут вернуться к этому предложению.

Забота о морально-этическом климате в обществе

Очевидно, Медведев не намерен ограничиваться ужесточением паспортного контроля в ларьках и магазинах. На совещании в Сочи 12 августа он заявил, что в России необходимо ввести запрет на продажу спиртных напитков вблизи школ, досуговых центров, спортивных сооружений, требованиях к торговым помещениям и ограничении на рекламу. И вот результат: ровно через месяц подготовлен законопроект о запрете продажи слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготовляемых на его основе, в "местах массового скопления людей", а также рядом с детскими и лечебными учреждениями.

Законопроекты также должны дать регионам больше самостоятельности в "алкогольном вопросе" - они могут получить право устанавливать ограничения по времени, условиям и месту сбыта алкогольной продукции, вплоть до полного запрета. Местные власти получат и право усиливать ограничения на рекламу любого алкоголя, в том числе пива и напитков на его основе крепостью более 5%. Законопроект о полном запрете теле- и радиорекламы пива был внесен в Госдуму в июне 2009 года. Закон также обязал производителей увеличить размер надписи о вреде пива до трети рекламной площади в печатных СМИ и на билбордах.

Напомним, в 2005 году уже введен запрет розничной продажи и распития пива в определенных общественных местах - в детских, образовательных и медицинских организациях, в общественном транспорте, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Однако депутаты уверены, что этих ограничений недостаточно. Снижение доступности алкоголя в местах проведения массовых мероприятий, по их мнению,  будет способствовать повышению уровня культуры и сохранению правопорядка, а также сохранит положительный "морально-этический климат" в обществе.

Удар по спиртзаводам

В начале июля появилась информация, что правительство с 2010 года намерено для пополнения доходов бюджета существенно поднять ставки акцизов на алкоголь, пиво, табак и моторные масла. В ходе совещания Владимира Путина с главами думских фракций в Ново-Огарево лидер "Единой России" Борис Грызлов предложил премьер-министру ввести госмонополию на спирт, что могло бы принести 300-400 миллиардов рублей в год. Премьер поддержал предложение о госмонополии, но отметил, что "прежде нужно все как следует взвесить".
Тогда же концепцию госрегулирования алкогольного рынка представила Общественная палата. Ее ключевым положением стало восстановление госмонополии на розничную продажу алкоголя и повышение акцизов.

Видимо, российские власти решили бороться с распространением пьянства в стране путем значительного увеличения цены на алкогольную продукцию. Для этого решено нанести целенаправленный удар по спиртзаводам: именно им, скорее всего, выпадет оплачивать в полном объеме выросшие ставки акцизов на алкоголь.

Несколько дней назад стало известно, что до конца месяца в Госдуму должны быть внесены правительственные законопроекты о едином акцизе на спирт.

Сегодня акциз платится как спиртзаводом, так и производителем спиртосодержащей продукции. Однако некоторые из них (производители косметики, лекарств и т.д.) имеют льготы, что приводит к заполнению прилавком магазинов левой водки. По новой схеме государство будет забирать весь акциз сразу — со спиртзавода. А чтобы затруднить торговлю левой водкой, на водку будет установлена минимально допустимая цена.

Пиво станет алкоголем

Наиболее дискуссионным выглядит четвертый пункт президентских поручений правительству. В нем предлагается «отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в процессе производства этилового спирта не более 7% от объема готовой продукции» и ограничить объем упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл.

Сейчас содержание алкоголя в слабоалкогольных коктейлях составляет в среднем 8-9%, а значит, производителям придется либо понижать градус своих напитков либо их продукция автоматически перейдет в разряд крепкого алкоголя, ставка акциза на который значительно выше. Повсеместный переход на упаковку объемом не более 330 мл тоже принесет немало хлопот, ведь сейчас свыше 80% коктейлей разливается в банки и бутылки емкостью 0,5 л.

Возможно, в скором времени с этой же проблемой столкнутся и производители пенного напитка, чья продукция и тара объемом в пол-литра кажутся неразделимыми понятиями. Депутаты обещают, что в скором времени появятся поправки, приравнивающие пиво к другим алкогольным напиткам, что даст "общеалкогольные" ограничения на его рекламу и розничную продажу.

Вполне серьезным препятствием перед реализацией этой депутатской мечты наверняка станет международное соглашение, подписанное СССР в 1957 году в Ницце. Оно утверждает международный сертификат товаров и услуг, согласно которому пиво не относится к категории алкогольных напитков. Пожалуй, это единственный проект, принятия которого выглядит весьма сомнительно.

Народ устал пить

Внедрению в нашей стране «сухого закона» существенную поддержку может оказать, как это не странно звучит, российский народ. Уже сегодня, по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ, государственную антиалкогольную кампанию приветствуют две трети респондентов. При условии достаточной ее поддержки в СМИ, если к пропаганде трезвого образа жизни подключатся мощные агитационные механизмы государства, воодушевление народа может вырасти до предела. Симптоматично, что именно на такую пропаганду сегодня рассчитывают 47% опрошенных.

Как видно из результатов опроса ВЦИОМ, народ ждет от государства решительных и жестких мер по борьбе с алкоголизмом. Есть основания верить, что в данном конкретном случае власти прислушаются к гласу народа. Что не отменяет известное правило: в России жесткость законов компенсируется необязательностью их соблюдения.

Жаль, что законодатели предпочитают принимать пакетами новые законы вместо того, чтобы проследить, как реализуются на практике уже одобренные ими. Например, еще летом 2007 года был принят закон о запрете распития пива и слабоалкогольных напитков в общественных местах. За нарушение был установлен штраф в размере от 300 до 500 рублей. Прошло два года и об этом законе вспоминают только милиционеры, когда им самим не хватает на пиво.

Так что довольны, по-видимому, скоро будут все: поклонники "сухого закона" получат красивый правовой документ, а любителям выпить, скорее всего, никто не помешает заниматься привычным делом. Остальным же остается надеяться, что чиновники обратят внимание и на вторую часть указания Медведева: "Прежде всего, необходимо вести пропаганду здорового образа жизни и повышать благосостояние граждан России". 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала