1 сентября исполнится 70 лет начала Второй мировой войны, начавшейся с нападения гитлеровской Германии на Польшу. Сейчас многие польские политики обвиняют СССР в причастности к развязыванию войны. Причиной всех польских бед в Варшаве называют пакт Молотова-Риббентропа.
Исторические факты все чаще эксплуатируются польской политической элитой для текущих политических целей.
Договор о ненападении между СССР и Германией, более известный как пакт Молотова-Риббентропа, был подписан 23 августа 1939 года. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе на случай "территориального переустройства". Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР через неделю после его подписания, причем от депутатов было скрыто наличие "секретного дополнительного протокола", который так никогда и не был ратифицирован. А уже на другой день после ратификации договора, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу.
Должна ли Россия покаяться перед Польшей за подписанный пакт? Является ли откровенный антироссийский тон польских СМИ официальной линией правительства Польши? Как быть с учебниками истории? Что сделать, чтобы от вечного самокопания и поисков исторической правды перейти к решению насущных экономических вопросов?
Обо всем этом в беседе с корреспондентом РИА Новости в странах Центральной и Восточной Европы Леонидом Свиридовым размышляет директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский.
- Сейчас в польской прессе появилась масса публикаций, обвиняющих Россию в причастности к развязыванию Второй мировой войны. С Вашей точки зрения, это специфический антироссийский тон польских СМИ или официальная линия правительства Польши?
- 2009-й год является для Польши особенным с точки зрения событий, связанных с новейшей историей страны. Хочу, однако, отметить следующее.
1 сентября впервые за 7 лет наконец-то состоится визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Польшу. Это означает, что польско-российские отношения могут быть «разморожены». В Польше есть силы, которые весь смысл своего существования базируют на русофобии. Для этих сил особенно важно ухудшить атмосферу в канун 70-й годовщины начала Второй мировой войны, ведь в Гданьск приедет российский премьер.
За последние месяцы действительно появилось много публикаций, рассчитанных на то, что это вызовет острую реакцию российской стороны. После чего можно было бы убеждать общественное мнение в Польше, что Москва не уважает польскую точку зрения, пренебрежительно относится к историческим фактам.
В такого рода кампанию включились и спецслужбы Украины, которые неслучайно именно в последние недели «нашли» очередную инфорацию о расстреле польских солдат советскими органами во время Второй мировой войны. Ожидаемого эффекта, однако, не получилось: официальные власти Российской Федерации сохранили спокойствие, не поддались информационным провокациям.
Я бы не сказал, что все эти действия являются следствием официальной либо неофициальной линии правительства Дональда Туска. Нынешнее правительство придает так называемой исторической политике гораздо меньшее значение, нежели предыдущий кабинет министров, возглавлявшийся Ярославом Качиньским.
Среди членов правительства сложно найти людей, откровенно косо смотрящих на россиян, - может быть, за исключением Радослава Сикорского, который, однако, как министр иностранных дел Польши вынужден умерять свой некогда эмоциональный тон. Помните, наверное, его заявление о том, что Североевропейский газопровод по дну Балтийского моря - это новый пакт Молотова-Риббентропа?
Ухудшения атмосферы в канун 1 сентября хотела бы часть правого политического спектра, которая старается вызвать в поляках боязнь перед Россией. Эта группа достаточно сильна и выражает свои взгляды на страницах газеты Rzeczpospolita, еженедельников Wprost и Gazeta Polska. Однако, это не означает, что все польские СМИ выражают откровенно антироссийскую точку зрения.
- Как Вы оцениваете пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа 1939 года?
- Всевозможные оценки пакта Молотова-Риббентропа должны опираться на подтвержденных архивными документами фактах - собственно, как и анализ вариантов развития событий в 1939 году. С точки зрения Польши этот пакт принес однозначно негативные последствия, хотя, с другой стороны, масштаб потерь среди польских граждан был бы значительно большим, если вся территория Второй Речи Посполитой оказалась под контролем гитлеровской Германии.
Кроме того, нам как полякам тоже следует помнить о том, что мы сами годом ранее участвовали в сценарии сотрудничества с Берлином, хотя, очевидно, с меньшим размахом. Польша приняла участие в разделе Чехословакии, а потом Советский Союз принял участие в разделе Польши. Оба эти факта следует оценить однозначно негативно с этической точки зрения. Но политика, как известно, вещь не всегда этическая.
Советский Союз с момента своего образования пытался прорвать изоляцию со стороны Запада. Предложения Москвы, сделанные в 1939 году Лондону и Парижу, были приняты без особо интереса. С точки зрения СССР в той ситуации пакт Молотова-Риббентропа казался хорошим решением.
- Должна ли Россия извиниться перед Польшей за подписанный пакт?
- По моему глубокому убеждению, не имеют никакого смысла извинения за политические и дипломатические решения, принятые 70 лет назад. Извиниться могли бы те, кто подписали пакт.
Сегодня любые извинения могли бы вдохновить на «очередные подвиги» сторонников ухудшения польско-российских отношений. Сразу бы начались разговоры о том, что полученные извинения слишком «слабые», и не являются полным признанием всех ошибок, что российские власти должны покаяться еще и еще раз.
Считаю, что гораздо важнее, чем извинения, было бы приглашение к сотрудничеству польских историков и совместное издание публикации на тему пакта и обстоятельств его подписания.
- Многие ведущие польские политики утверждают, будто в российских учебниках истории отрицается факт, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Это элементарная необразованность самих польских политиков или «политическая потребность» дня?
- В таких случаях мы обычно имеем дело с механизмом информационной провокации. Сначала польский журналист после долгих поисков находит «скандальные» утверждения в каком-либо третьеразрядном российском издании, выдергивая их из контекста, и публикует статью. Этот материал читает польский политик-русофоб и устраивает грандиозный скандал, непропорциональный масштабу проблемы. В свою очередь, другие СМИ раскручивают спираль, на эту тему начинают высказываться все политики.
Наивно полагать, что кто-либо из польских политиков проводит свободное время, читая российские учебники. А потому ответ на Ваш вопрос – дважды утвердительный. Да, польские политики не имеют понятия, о чем пишут в российских учебниках истории и используют отсутствие таких знаний в текущей политике.
При этом следует отметить, что такого рода «раскрутка» обычно не является заранее запланированной и продуманной акцией какой-либо серьезной политической силы в Польше.
- Насколько, по Вашему мнению, существенны различия в оценке исторических фактов между Россией и Польшей?
- Польская и российская точки зрения на многие события нашей совместной истории всегда будут существенно различаться. Следует помнить, что в нашей части Европы только два государства были державами – Россия является державой по сегодняшний день, Польша была ею в 1569-1648 годах, позднее многократно пыталась вернуть себе этот статус.
Таким образом, как для России, так и для Польши история является очень существенным элементом. Поляки и россияне будут со всей определенностью по-разному оценивать события 1920 года, пакт Молотова-Риббентропа, ситуацию после 1945 года.
Историк обычно представляет определенный очерченный горизонт, определяемый его национальной самоидентификацией. Поэтому очень немногие ученые способны принять рациональные аргументы другой стороны, не смотреть на события с точки зрения собственных эмоций и часто - истории своей семьи.
Но нам нужны объективные историки. Именно поэтому необходимо создавать польско-российские группы исследователей, в которых каждая из сторон старалась бы понять оценки и отличия, предлагаемые другой стороной.
- Исторические факты очень часто эксплуатируются Польшей для текущих внутриполитических целей. Каковы шансы на то, что в правительстве Польши наконец-то решат оставить исторические проблемы самим историкам и займутся прагматичным решением экономических вопросов?
- Надеюсь, что именно это наконец-то и произойдет. В 2005-2007 годах Польша решилась проводить историческую политику, то есть подчинить науку текущим интересам и политическим играм. Полагаю, что само по себе такое явление не является негативным, ибо иногда историческое самосознание и интерпретация событий важны с точки зрения национальных интересов. Однако это было вредно для польско-российских отношений в период, когда доминирующую позицию в правительстве Польши заняли группы, опирающиеся в своем мировоззрении на русофобии.
Сегодня это частично изменилось, хотя по-прежнему на ключевых позициях в сфере исторической политики остались фигуры предыдущей команды, в частности, Януш Куртыка, председатель Института национальной памяти.
Очевидно, что для наших стран важнейшими являются экономические отношения и совместные действия по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Для этого в польском и российском обществах необходимо понимание общих интересов наших государств. И формировать такое понимание можно на привлекательных исторических примерах.
Потому считаю, что Россия и Польша должны вместе показать нашим народам то, что нас сближает и что нас исторически объединяло. Даже в трудных отношениях 20-го века можно найти интересные позиции, концепции и конкретные личности.
Позитивная историческая политика могла бы стать основой для хороших, а, быть может, и стратегических контактов между нашими странами.
- Какой ход для разрешения историческим проблем должна сделать Москва, а какой Варшава?
- Необходимо начать показывать позитивные примеры полезного взаимного сотрудничества двух государств. Хорошо, что в России появилась Комиссия при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Очень рационально высказывается ее председатель Сергей Нарышкин.
Однако было бы хорошо, если бы российская сторона, анализируя деятельность исторических ревизионистов, указывала на общие угрозы, являющиеся следствием того, что многие государства бывшего СССР пытаются формировать национальное самосознание не только на безосновательном очернении России и россиян, но также на выпадах в сторону Польши и поляков. Так, собственно, ведут себя украинские националисты, выступающие под флагом Степана Бандеры и собравшиеся в политическом лагере вокруг президента Виктора Ющенко. Латышские солдаты Waffen SS, восхваляемые сегодня в Риге, уничтожали не только россиян - то же самое они творили и с поляками на Поморском Валу, где, в частности, живьем сожгли несколько десятков человек в деревне Подгае.
Изменения в сознании людей и исторической политике потребуют больших сил и средств. Этим могут заниматься исследовательские институты, научные центры и неправительственные организации. При этом следует понимать, что успех в деле никогда не будет достигнут без поддержки со стороны правительств.
К сожалению, тот факт, что Россию продолжают очернять во многих государствах на Западе, зачастую является следствием слишком малых усилий российских властей в вопросах поддержки и создания, например, российских институтов или кафедр в местных университетах. Мы вместе должны предоставить возможность нашим обществам узнать и осмыслить факты: и трудные, и позитивные.