Рейтинг@Mail.ru
Режиссер, повергавший в трепет миллионы людей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Режиссер, повергавший в трепет миллионы людей

Читать ria.ru в
Дзен
13 августа исполняется 110 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера Альфреда Хичкока, который много лет заставлял зрителей дрожать от страха, но все равно с удовольствием смотреть его фильмы. Это он сделал жанр киноужасов одним из самых кассовых.

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

13 августа исполняется 110 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера Альфреда Хичкока, который много лет заставлял зрителей дрожать от страха, но все равно с удовольствием смотреть его фильмы. Это он сделал жанр киноужасов одним из самых кассовых.

Будущий мастер хоррора родился в семье лондонского бакалейщика, получив своеобразное воспитание, от которого всю последующую жизнь избавлялся, талантливо ретранслируя полученные в детстве фобии в свои кинополотна. В частности, он получил строгое образование в иезуитском колледже св. Игнатия, а его отец, неистовый католик, как-то за мелкий проступок направил 5-летнего сына в местный полицейский участок с запиской, в которой просил на несколько часов запереть мальчика в камере. Другой эпизод относится примерно к этому же времени. Как-то родители Хичкока уехали на прогулку в Гайд-парк, оставив его дома одного в расчете, что он не проснется до их возвращения. Хичкок проснулся посреди ночи, позвал родителей, но никто ему не ответил. Дрожа от страха, он бродил по пустому дому, пока не забрел на кухню. Там он нашел кусок холодного мяса и стал жадно есть его, «пока слезы сохли на щеках».

Сам Хичкок впоследствии называл отца неуравновешенным человеком. В итоге, многие его киногерои испытывали подсознательный страх перед несправедливым обвинением, преследованием и неожиданным одиночеством. Таким образом Хичкок пытался рассчитаться с неприятными воспоминаниями детства.

После колледжа он поступил в инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 года работал в телеграфной компании, тайно от родителей изучая живопись в Лондонском университете. В результате вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. В это же время Хичкок заинтересовался и кинематографом.

В 1920 году он устроился в лондонский филиал одной из голливудских компаний, будущей студии «Paramount», где несколько лет трудился дизайнером титров. Его первый фильм «Номер 13» остался неоконченным из-за финансовых трудностей филиала. Однако молодой начинающий режиссер был уверен в своих силах. И фортуна его не обманула - вскоре он получил предложение снять на студии «Гейнсборо пикчерз» британско-германский проект «Сад наслаждений».

Кино о любовных переживаниях танцовщицы из театра получилась у Хичкока, по мнению многих, чересчур странным для британского зрителя. Тем не менее, критики сумели разглядеть авторский взгляд дебютанта за оболочкой легкого жанра. В своих последующих работах режиссер сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта.

Большинство фильмов мастера сделаны на стыке жанров - детектива и триллера, будучи приправлены саспенсом и легким черным юмором. Его герои — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Остросюжетности Хичкок достигал также с помощью вторичности сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов, а также - введя понятие «МакГаффина« - некая тайна, вокруг которой закручивается сюжет и которая так и остается неразгаданной, как например, вымышленный агент в фильме «К северу через северо-запад».

Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (1934), Хичкок почти никогда не отходил от жанра триллера. Между тем, несмотря на то, что его принято считать чуть ли не родоначальником фильма ужасов, в его творчестве (он снял 55 полнометражных фильмов, плюс 21 телефильм из серии «Альфред Хичкок представляет»), было не так много картин, полностью соответствующих этому направлению.

В частности, можно вспомнить знаменитый фильм «Психо« (1960), который, будучи снят за достаточно небольшие деньги, сделал Хичкока миллионером, принеся в прокате более 40 миллионов долларов кассовых сборов. Он представляет собой классический черно-белый триллер, в котором, пожалуй, впервые в кино было представлено не столько преступление, сколько психическая болезнь убийцы. Критиками «Психо» был назван лучшим триллером из когда-либо созданных в кино. Впрочем, не последняя заслуга в том, что этот фильм стал шедевром, принадлежит игре Энтони Перкинса, который передал свои ощущения, страхи, мысли, оттенки характера — не только голосом, но и с помощью мимики и жестов. Атмосферу тревоги и нервозности также искусно дополнил саундтрек композитора Бернарда Херрманна.
Другой «визитной карточкой» Хичкока стали «Птицы» (1963). Эта картина до сих пор не рекомендуется детям до 16 лет. В фильме - ужасающая история необъяснимого нападения птиц на американский поселок.

Среди излюбленных кинематографических приемов Хичкока стоит отметить съемку с точки зрения персонажа, то есть съемку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами киногероя. Другим его фирменным знаком было регулярное появление в эпизодических ролях в более 30 собственных фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки.
Впервые Хичкок появился в кадре в своем фильме «Жилец» (1927) - когда для одной из сцен режиссеру понадобились дополнительные исполнители, он решил попробовать себя в качестве актера. По словам режиссера, в дальнейшем, он предпочитал появляться на экране в самом начале фильма. В таком случае зрители, знакомые с его привычкой, могли расслабиться от поисков мэтра и сосредоточиться собственно на фильме.

Надо отметить, что сам Хичкок, будучи человеком малопривлекательной внешности, практически всегда занимал в главных ролях красивых и эффектных блондинок (Грэйс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад), что в сочетании с мастерски нагнетаемой им экранной ситуацией весьма сильно воздействовало на подсознание зрителей.

Хичкок вообще предпочитал работать со «звездами». Так, например, в «Завороженном» (1945), для создания декораций в эпизоде сна привлекался знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали, а роль психиатра сыграл выдающийся русский актер-эмигрант Михаил Чехов. В других ролях этой картины были заняты Ингрид Бергман и Грегори Пек. Любопытно, что при этом, именно Хичкоку приписывается фраза: «Разве я говорил, что актеры - скот? Нет, я просто говорил, что с ними надо обращаться, как со скотом».

Другой знаменитый кинорежиссер, Жан-Люк Годар сказал о нем так: «Хичкок был единственным, кто мог повергнуть в трепет тысячу человек, не говоря им, как Гитлер: «Я вас уничтожу», но просто показывая вереницу бутылок бордо. Никому не удавалось подобное. Только великим живописцам, например, Тинторетто...».

В 1967 году Альфред Хичкок был удостоен почетного «Оскара», однако «Оскар» за режиссуру ему так никогда и не был вручен.
Умер знаменитый режиссер 29 апреля 1980 в Лос-Анджелесе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала