МОСКВА, 17 июл - РИА Новости. Книга "Чучело акулы ценой в 12 миллионов долларов" вышла в российском издательстве "Центрполиграф". В ней экономист Дональд Томпсон описал историю создания одного из самых известных произведений современного искусства - законсервированной акулы, которую создал Дэмиен Херст.
"Книга полностью документальна - вся эта история еще недавно не сходила с первых полос мировых СМИ, но читается, как увлекательный роман. А некоторые моменты уже обыгрывались в двух голливудских фильмах", - отметил директор по связям с общественностью издательства Денис Вийра.
Речь идет об известной истории, когда четырехметровая тигровая акула была поймана в 1991 году в Австралии, обработана и превращена в произведение искусства в Англии под руководством модного британского художника Дэмиена Херста.
При этом "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (иначе "Акула в формалине") стала знаковым произведением для Херста - благодаря ей он был номинирован на получение престижной премии Тернера.
Продажа этого произведения в 2004 году сделала его вторым из наиболее дорогих ныне живущих художников - эстимейт акулы составил 12 миллионов долларов, купил ее "король хедж-фондов" Стивен Коэн (Steven Cohen), однако сумма сделки неизвестна. Апогеем истории стало то, что в 2007 году акула стала разлагаться и Херст сделал Коэну новую, которая была продана неизвестному покупателю за более чем 14 миллионов долларов.
Кроме акулы Херст также законсервировал зебру, лошадь со стальным рогом, молочного поросенка с голубиными крыльями, бабочек. Настоящий шок в мире искусства произвели его работа "Тысяча лет", представляющая собой гниющую голову коровы, облепленную мухами, и композиция, на которой разлагающиеся корова и бык изображают половой акт.
"Основная мысль книги - то, что современное изобразительное искусство - это профанация, мистификация, зомбирование и PR в одном флаконе", - считает Вийра.
В мире искусства многие сомневались, что это чудо - акулу в формалине - вообще можно назвать произведением искусства. И этот вопрос имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов - это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника, за исключением Джаспера Джонса, это больше, чем когда-либо платили за Герхарда Рихтера, Роберта Раушенберга или Люсьена Фрейда.
"Главный вывод автора книги - для продажи любого объекта, всего лишь следует найти двух (для элемента соревновательности) миллионеров согласных выложить такие деньги. При этом Томпсон сомневается в перспективности инвестирования в искусство, прежде всего в современное", - отметил Вийра.
Он добавил, что выводы, которые делает экономист, неутешительны: большинство недорогих работ никогда не удастся перепродать даже по их первоначальной цене, что уж говорить о пятиметровой акуле за 12 миллионов долларов.