МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Законопроект о торговле может быть направлен в Госдуму в течение двух дней, сообщил в понедельник первый вице-премьер РФ Виктор Зубков.
По его словам, "буквально сегодня-завтра с утра поправки будут откорректированы".
"И закон может быть направлен в течение двух дней в Государственную Думу", - сказал он на брифинге по итогам заседания президиума правительства, на котором законопроект в целом был одобрен.
Контролировать исполнение закона о торговле будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сообщил Зубков.
"В законе четко прописан уполномоченный орган, который будет контролировать исполнение закона - это Федеральная антимонопольная служба", - сказал он на брифинге после заседания президиума правительства.
Зубков также заметил, что в законопроекте не прописано, что государство будет регулировать установление торговых наценок предприятиями торговли.
Как сообщил в понедельник на брифинге глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев, в законопроекте о торговле, подготовленном правительством РФ, так называемый порог доминирования будет фактически приравнен к нулю.
"Раньше предлагалось установить порог доминирования в 10-15%. Однако позднее его решили не устанавливать, а ввести прямой запрет на дискриминационные действия для торговых сетей. То есть, порог стал нулевым", - заявил Артемьев.
При этом он отметил, что если недобросовестными практиками будут заниматься производители товаров, это также будет считаться нарушением, и они будут привлечены к ответственности.
"Мы уравняли их (производителей и торговые сети) в правах", - сказал глава ФАС.
Финишная прямая
Итоговый этап работы над законопроектом начался после поручения премьер-министра РФ Владимира Путина 24 июня, когда глава правительства посетил в столице магазин "Перекресток". Тогда премьер, удивившись величине некоторых торговых наценок, призвал министров, производителей и ритейлеров выработать "не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке производитель - переработчик и продавец".
В минувшую среду в ходе совещания по законопроекту у Зубкова, по словам участников совещания, был достигнут некий баланс и приняты ключевые соглашения между аграриями, ритейлерами, а также федеральными ведомствами и регионами, учитывая тот накал страстей, который возник вокруг документа. Последнюю версию законопроекта ритейлеры даже назвали "меньшим из двух зол", и отметили, что документ даст ответы на наиболее острые вопросы, создав, в принципе, "нормальные условия для работы сетей".
От 10 до 75
Как отзывались ранее участники рабочей группы, предлагаемый документ должен будет защитить поставщиков от недобросовестных практик торговых компаний, в частности, он предусматривает конкретные сроки оплаты поставленной продукции (10 дней с момента приемки товаров для продуктов со сроком годности менее десяти дней, а также для замороженного мяса, 30 дней - для продуктов со сроком годности до тридцати дней, 45 - для остальных, кроме алкоголя, табака жевательной резинки и консервов, для которых предлагается установить 75 дней). При этом нет разделения товаров на отечественные и импортные.
При этом в документе запрещается включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемая объемная скидка); предусматривается возможность продажи в рознице продовольственных товаров по ценам ниже закупочных, если такие товары продаются под собственной торговой маркой сети или, когда истекло более 80% срока хранения товара и еще в некоторых случаях; а также ряд других положений о регулирования развития сетей в регионах, в том числе облегчения процедуры выдачи разрешения на торговлю.
Нет - дискриминации!
В свою очередь, торговые сети были обрадованы решением отказаться от введения прямого госрегулирования цен и ограничения времени работы супер- и гипермаркетов, а также исключением понятия "порог доминирования" для торговых сетей.
Документ подразумевает, что договор между поставщиком и сетью о поставках и договор об услугах будут разными документами, что позволит сделать взаимоотношения двух традиционно противостоящих сторон более понятными.
Кроме того предполагается, что сети и поставщики не могут создавать дискриминационных условий и навязывать друг другу условий, ограничивающих деятельность, например, запрещать заключать договора о поставках этого же товара с другими сетями на аналогичных или иных условиях.
Ранее ритейлеры заявляли, что, по их мнению, отрасль в специальном законе не нуждается, но в итоге, когда его создание приблизилось к точке "х", участники отрасли, смирившись, согласились, что документ задаст единые для всех участников отрасли высокие стандарты работы.
При этом многое в законопроекте может измениться в ходе рассмотрения документа на думских сессиях. Там же планируется поднять вопрос об отнесении потерь сетей при реализации товара и премий поставщикам за реализованный объем товаров на себестоимость: но этот пункт, если решение законодателей будет положительным, возможно отразится не в законе о торговле, а в налоговом законодательстве.