МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Президиум правительства РФ на заседании в понедельник рассмотрит законопроект о торговле, который создавался на протяжении пяти лет, а в течение последних двух недель дорабатывался под руководством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова. Отрасль ожидает, хотя и без полной уверенности, что в ходе совещания документ, закрепляющий единые и обязательные для всех сетей и поставщиков принципы взаимоотношений, будет согласован и направлен в Госдуму.
В минувшую среду, в ходе совещания по законопроекту у Зубкова, был достигнут некий баланс и приняты ключевые соглашения между аграриями, ритейлерами, а также федеральными ведомствами и регионами, несмотря на тот накал страстей, который возник вокруг документа, отметили участники совещания. Последнюю версию законопроекта ритейлеры даже назвали "меньшим из двух зол", и отметили, что документ даст ответы на наиболее острые вопросы, создав, в принципе, "нормальные условия для работы сетей".
Однако в пятницу Зубков отметил, что на заседании президиума по некоторым пунктам документа могут возникнуть дискуссии. Ранее эксперты заявляли, что ряд спорных моментов в документе остается. При этом, по данным источника в правительстве, законопроект, "если все пойдет, как планируется", на следующей неделе будет внесен в Госдуму.
От 10 до 75
Как отзывались ранее участники рабочей группы, документ должен будет защитить поставщиков от недобросовестных практик торговых компаний. Он, в частности, предусматривает конкретные сроки оплаты поставленной продукции (10 дней с момента приемки товаров для продуктов со сроком годности менее 10 дней, а также для замороженного мяса, 30 дней - для продуктов со сроком годности до 30 дней, 45 - для остальных, кроме алкоголя, табака, жевательной резинки и консервов, для которых предлагается установить 75 дней). При этом нет разделения товаров на отечественные и импортные.
Документ запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемая объемная скидка); предусматривается возможность продажи в рознице продовольственных товаров по ценам ниже закупочных, если такие товары продаются под собственной торговой маркой сети или когда истекло более 80% срока хранения товара и еще в некоторых случаях. Законопроект содержит ряд положений по регулированию развития сетей в регионах, в том числе облегчение процедуры выдачи разрешения на торговлю.
Нет - дискриминации
В свою очередь, торговые сети были обрадованы решением отказаться от введения прямого госрегулирования цен и ограничения времени работы супер- и гипермаркетов, а также исключением понятия "порог доминирования" для торговых сетей.
Документ подразумевает, что договоры между поставщиком и сетью о поставках и об услугах будут разными документами, что позволит сделать взаимоотношения двух традиционно противостоящих сторон более понятными.
Кроме того, предполагается, что сети и поставщики не могут создавать дискриминационных условий и навязывать друг другу условий, ограничивающих деятельность, например, запрещать заключать договора о поставках этого же товара с другими сетями на аналогичных или иных условиях.
Ранее ритейлеры заявляли, что, по их мнению, отрасль в специальном законе не нуждается, но в итоге, когда документ был практически разработан, они согласились, что документ задаст единые для всех участников отрасли высокие стандарты работы.
При этом многое в законопроекте может измениться в ходе рассмотрения на думских сессиях. Там же планируется поднять вопрос об отнесении потерь сетей при реализации товара и премий поставщикам за реализованный объем товаров на себестоимостью. Но этот пункт, если решение законодателей будет положительным, возможно отразится не в законе о торговле, а в налоговом законодательстве.